ШИВА-СВАРОДАЯ ИЛИ НАУКА ШИВЫ О ДЫХАНИИ.

  Автор:
  1237

Дорогие и возлюбленные братья мы предлагаем вашему вниманию отрывки из величайшей книги восточной мудрости : «Шива — свародая».Надеемся эти знания вам пригодятся.

Предлагаемая вниманию читателя книга содержит два произведения, объединенных общей темой — тантрической йогой, использующей процесс дыхания в оккультных, оздоровительных и духовных целях.

Первое из них — современная книга «Секретная сила тантрического дыхания», написанная Свами Шиваприянандой, второе — важное ши-ваитское писание «Шива-свародая».

«Шива-свародая» — древний трактат, почитающийся как откровение Бога Шивы. Его происхождение связано с шиваитской традицией йотоъ-натхов.

Из недр этой школы в разное время появились и другие весьма известные первоисточники индийской тантрической йоги: «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Горакша-шатака», «Шива-самхита» и многие другие. Наряду с «Йога-сутрами» Патанджали некоторые из них уже переведены на русский язык.

В «Шива-пуране» от лица самого Шивы говорится: «Джняна (духовное знание), крия(ритуальная практика), чаръя (этика и образ жизни), а также йога — вот четыре неразрывных основы моей вечной религии».

Но тантра и йога — не только неотъемлемая практическая часть религии Индии. Их практики выходят далеко за рамки сугубо религиозных и мистических методов, ибо несут в себе также немало рационального и научного.

Это позволяет даже далеким от какой бы то ни было религии людям успешно применять многое из этих знаний и практик в целях самопознания, оздоровления, гармонизации энергообмена с окружающей средой и т.п.

Впервые опубликованная в 1998 году на русском языке «Шива-свародая» (под названием «Наука о дыхании») была переведена с английского перевода Рам Прасада, изданного в конце XIX столетия.

Рам Прасад не только перевел это важное писание натхов на английский язык, но также в своих обширных вводных эссе и комментариях к тексту постарался объяснить оккультные секреты тантрической йоги дыхания в терминах современной ему науки и теософии. Во многом книга Рам Прасада не утратила своей актуальности и сегодня, но в чем-то, безусловно, устарела.

В предисловии к изданию своей книги на английском языке в 1889 году Рам Прасад писал: «Несомненно, что книга проливает много света на научные знания древних ариев Индии и не оставит никакого сомнения для беспристрастного ума, что религия древней Индии имеет научную основу.»

Мы уверены, что для многих соотечественников, интересующихся теоретическими и практическими аспектами дыхательных практик тантрической йоги, эта книга окажется неожиданным и приятным подарком.

Интерес западного и отечественного читателя к тантре, йоге и восточной духовности в целом огромен. Вплоть до недавнего времени многие отечественные любители йоги возможно даже и не подозревали о существовании такой практики, как свародая.

Эта книга знакомит с основными идеями и подходами метода свародаи и служит прекрасным введением в восхитительный мир тантрических практик — того богатого наследия, что оставили после себя целые поколения тантрических йогинов и учителей, достигших вершин йогического совершенства.

Возможно, что кто-то из читателей этой книги проявит непосредственный интерес к более углубленному знакомству с тантрической традицией во всех многообразных ее проявлениях и, прежде всего, к практическому овладению навыками метода свародаи и других техник, связанных с дыханием.

Дыхание — наиболее характерное проявление жизни. Именно через живительную энергию праны Единая Жизнь пульсирует во всем существующем, показывая, что Жизнь неуничтожима, вечна и божественна, что смерти в действительности нет, что каждый из нас един с Целым всегда и потому может и должен реализовать свою не уничтожимую божественную сущность.

Пусть каждый, кто ознакомится с наукой дыхания и попробует применить ее методы на практике, сделает свою жизнь более чистой, радостной и духовной!

Эта удивительная Наука Жизни дарована, как учат тантрические учителя и йогины, самим Богом Шивой, Отцом всех существ, высшим Учителем тантры и йоги. Каждый да примет этот божественный дар с искренней благодарностью и любовью!

СЕКРЕТНАЯ СИЛА ТАНТРИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.

 Часть 1.

Процесс дыхания включает, во-первых, вдох воздуха в легкие, а затем выведение этого воздуха из легких.

При поступлении воздуха диафрагма (мускулистая прослойка между грудной клеткой и брюшиной) движется вниз, утолщаясь до некоторой степени. Пространство между ребрами расширяется.Это создает небольшой вакуум в легких и воздух засасывается снаружи, чтобы заполнить легкие.

Выдох является пассивным процессом и не требует усилий. (Эластичная диафрагма возвращается в свое исходное положение и делает легкие плоскими, выталкивая вдохнутый воздух).

При нормальном спокойном дыхании на все это уходит от 4-х до 6-ти секунд. За этот короткий промежуток времени протекает газообмен между воздухом, богатым кислородом, в альвеолах и кровью, богатой двуокисью углерода, в капиллярах, покрывающих их.

Как правило, дыхание — автоматический процесс, происходящий со скоростью 10-15 дыханий в минуту, на что мы не обращаем существенного внимания.

Эта автоматическая природа дыхания очень важна для нашего существования, поскольку каждая клетка нашего тела нуждается в постоянном обеспечении кислородом. Клетки мозга особенно чувствительны, и при кислородном голодании в течение нескольких минут они умирают и никогда не восстанавливаются снова.

Дыхание не всегда является автоматическим и, в отличие от процессов пищеварения и сердечной деятельности, мы можем подавлять дыхательный центр в мозгу и задерживать наше дыхание.

Группа клеток, управляющая дыханием, имеет общее название «дыхательный центр», который расположен в задней части мозга, известной как медулла облонгата.

Этот центр имеет нервные связи с более высокими центрами головного и спинного мозга, и по этой причине эмоциональные состояния нашего разума существенно влияют на наше дыхание.

Эмоциональные стрессы могут увеличить скорость дыхания, в то время как эмоциональный покой делает дыхание глубоким и медленным.

Тесная связь между дыханием и изменением эмоциональных состояний в мозге была известна намного раньше до зарождения современной науки. Прежние цивилизации, в частности индийская и китайская, разработали методы контроля дыхания и постепенного изменения эмоций и состояния сознания.

Очень быстрое и глубокое дыхание в течение длительного времени приводит к слишком быстрой потере окиси углерода. Это приводит к затвердеванию мышц, ступору и каталептической коме.

Многие религии используют длительное пение гимнов, пение, крики, танцы для создания состояний, похожих на транс. Методом, повышающем содержание СО2 в крови, является медленное дыхание.

Повышение содержания СО2 снижает содержание кислорода, которое приводит к аноксии, чувству головокружения и трансу, при котором неожиданно возникают мистические переживания.

Медитация и йогический метод пранаямы призваны регулировать соотношение СО2 / О2 в крови, чтобы вызвать мистические состояния.

Пранаяма и знание о поддержании жизненного дыхания.

Кроме изменения соотношения СО22 в крови, йоги-ческий метод контроля дыхания (пранаяма) влияет на упомянутый процесс другим образом. Хорошо известно, что нормальная скорость дыхания соотносится с физической активностью и эмоциональным состоянием индивидуума.

Физические упражнения и такие сильные эмоции, как гнев, страх, сексуальное возбуждение, увеличивают скорость дыхания. Уравновешенность ума и эмоциональный покой замедляют скорость дыхания, иногда даже ниже нормального уровня.

Ученые наблюдали, что даже среди животных нервные дышат более часто, чем те, которые уравновешены по природе. Заяц делает 55 дыханий в минуту, человекообразная обезьяна — 30, кошка — 24, собака — 15-18, лошадь — 8-12, а черепаха — только 3 раза в минуту.

Основываясь на этом, йоги утверждают, что раз эмоциональные состояния могут влиять на скорость дыхания, то и наоборот, изменение скорости дыхания должно изменить личное эмоциональное состояние.

Все методы пранаямы основаны на этой основной идее. И конечная цель йоги — сократить дыхание до абсолютного минимума, таким образом полностью прерывая логическую и эмоциональную функции мозга («Йога есть прекращение волнений ума», — как гласит «Йога-сутра» Патанджали).

Кроме йогического метода пранаямы существует другой метод, называемый в традиции сиддхов системой удаи (подъема) свары(звука и дыхания).

Он не является методом контроля дыхания, но способом использования нормального дыхания для гармонизации жизненных сил с образцами дыхания.

Метод свара-удаи (свародаи) основан на одном важном недооцениваемом факте — мы, как правило, свободно дышим через одну ноздрю в определенное время. Наше дыхание изменяется примерно через полтора часо с одной ноздри на другую.

Существует качественное различие между дыханием через левую и правую ноздри. Дыхание через левую ноздрю — холодное, успокаивающее, пассивное и женственное по природе, в то время как дыхание, которое проходит через правую ноздрю, — теплое, энергичное, деятельное и мужественное.

Главная цель метода свародаи — научить человечество способу гармонизации дыхания через определенную ноздрю в зависимости от выполняемой задачи.

Согласно Тантрам, различие между дыханием через левую и правую ноздрю обусловлено движением небесных тел. «Как Луна движется через знаки зодиака, так и дыхание движется с лунной ноздри к солнечной ноздре» — говорит «Шива-свародая».

Личный знак зодиака определяет, какое дыхание предпочтительнее и благоприятнее на каждый день.

Некоторые йогические тексты утверждают, что если кто-то преуспел в том, чтобы контролировать переход дыхания с одной ноздри на другую и может осуществлять этот переход без применения какого-либо физического метода, то про него говорят, что он владеет судьбой.

Некоторые тексты йоги также утверждают, что изменение положения во сне является естественным путем поддержания баланса двух сил в человеческом организме.

Проведены некоторые современные исследования по альтернативному ноздревому дыханию . В институте йоги Кайвалья Дхам в Бомбее, доктор Пратап обнаружил, что существует определенный ритмический режим альтернативного ноздревого дыхания.

Рассматривая причину, доктор Пратап говорит: «Думаю, что это имеет что-то общее с симпатическими нервами». Автор этого исследования предполагает, что воздушные потоки, проходящие через нос, стимулируют определенные части обонятельных нервных окончаний и обонятельные луковицы, которые являются продолжение мозга и, следовательно, обеспечивают продолжение импульсов после того, как стимул для этого прекратился.

«…Возможно, что центральные механизмы управляют ноздревым дыханием для поддержания гемеостаза организма… Можно предположить, что воздушные потоки, проходящие через правую ноздрю, оказывают влияние на возбуждающие эффекты, в то время, как проходящие через другую ноздрю, создают эффекты замедления».

Традиционно метод свародаи впервые был преподан Богом Шивой, хранителем всех оккультных знаний, его супруге Парвати, олицетворению его мистической Силы (Шакти).

Легенда рассказывает, что Парвати уснула, слушая гипнотизирующий голос Шивы, объяснявшего секреты метода свародаи. Но рыбак, или некий йогин, который превратился в рыбу, слышал все сказанное.

Йогином был великий мистик-сиддха Матсьендранатха. Он запомнил каждое слово, произнесенное Шивой, и донес знание до человечества через длинную последовательность учителей, известную в индийской литературе и религии как натхи (Учителя, Мастера).

Слово «натха» очень интересно и легко выводится из взгляда учения натхов на Космос. В слове два слога: «на» и «тха». «На», как утверждается, выражает непроявленный космический Дух, а «тха» символизирует проявленную вселенную.

Натха (Учитель) — это лицо, которое понимает и гармонизирует две противоположности — не проявленное и проявленное.

Чтобы понять древнюю систему гармонии дыхания, следует сначала усвоить основные точки зрения, на которых основана эта система. Первая основная идея — это развитие вселенной.

Но следует четко понять, что эта оккультная теория развития не относится к физической Вселенной. Она отражает качественное пробуждение индивидуального сознания. Следовательно, она относится к психологической и психической вселенной.

Развитие соотношения микрокосма и макрокосма есть результат взаимодействия сознания (пуруши)у или мужского положительного элемента, с энергией (пракрити)^ или женским отрицательным элементом.

В начале три качества вселенной (гуны): существование и благость (саттва),активность (раджас) и инертность, или темнота, (тамас) содержатся в пракрити в полном равновесии.

Но во времени (кала) близость принципа сознания (пуруши) к пракрити нарушила совершенный изначальный баланс и начался процесс развития вселенной. Из превращений, произошедших внутри принципа пракритиу был рожден сгусток разума (буддхи, или махат).

Из буддхи развилось ощущение «я» (ахамкара, или эго), или осознание индивидуального существования. Из чувства «я» развился ум (манас).

Из манаса вышли следующие созданные им сути: пять органов чувств (джнянендрии) — уши, кожа, глаза, язык, нос; пять чувственных восприятий — звук, касание, форма, вкус, запах; пять органов действия (кармендрии) — рот, руки, ноги, внутренние органы и гениталии; пять основных действий — способность говорить, схватывать, ходить, выделение и спаривание; пять тонких элементов (танматр)у образующих основания пяти грубых элементов(махабхутов) — земли, воды, огня, воздуха и пространства.

Грубые элементы образуют физический мир, который мы видим вокруг нас. Но они никогда не существуют в своем чистом состоянии.

Земля, как таковая, только на 50% земля, а по 12% — от всех остальных элементов: воды, огня, воздуха и пространства. Все материальные и видимые формы, состоящие из пяти грубых элементов, имеют сходный состав.

Через определенный период времени микрокосм и макрокосм растворяются в обратном порядке до изначального состояния равновесия трех гун в пракрити. Говорят, что это конец одного космического цикла. Этот процесс повторяется снова и снова бесконечное число раз.

Вторая основная точка зрения — это жизненная энергия (вайю). Жизнь всех живущих тел зависит от воздуха, который вдыхается и выдыхается.

Без дыхания жизнь была бы невозможна. Также тонкое тело зависит от жизненной энергии, циркулирующей по телу, втекающей и вытекающей вместе с физическим дыханием. И, подобно физическому дыханию, жизненная энергия также нуждается в постоянной подпитке от космической энергии, которая пронизывает Космос.

(Свами Шиваприянанда «Секретная сила тантрического дыхания»)

 

 

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Людмила Солнцева

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук