Алиса А. Бейли «Образование в Новом Веке»Глава II Культурное раскрытие расы.Цивилизация и культура.

  Автор:
  618

Большое значение придаётся сегодня образованию — координирующему, соотносящему, психологическому, профессиональному и оснащающему. К нему следует добавить старый метод тренировки памяти и старание внедрить в ум ребёнка религию — или же решительно и целенаправленно её избегать.

Современное образование прививает дух соперничества и является преимущественно националистическим, а потому обособляющим. Детей воспитывают так, чтобы они превыше всего ставили материальные ценности, а также верили, что их нация важнее всего, а остальные нации второстепенны; это питает гордость и пестует веру ребёнка в то, что он, его группа и нация бесконечно выше остальных людей и народов.

Следовательно, ребенка воспитывают односторонне, с неверными представлениями о мировых ценностях, а его отношение к жизни полно предубеждёний и предрассудков. Начала искусств преподаются ему для того, чтобы он мог успешнее конкурировать в своём кругу, в своём профессиональном окружении.

Умение читать, писать и выполнять элементарные арифметические действия считается минимальным требованием, а знание некоторых фактов — исторических, географических, литературных, философских и научных — необходимо во многих странах для определённых классов людей. Преподают также кое-что из мировой литературы.

Общий уровень знания о мире у ребёнка высок, но, как правило, однобок из-за национальных или религиозных предубеждёний и служит тому, чтобы сделать человека гражданином своей страны, но не человеческим существом, открытым миру. Мировое гражданство не акцентируется.

Сообщаемое учение стимулирует в ребёнке латентное массовое сознание и развивает память (расовую и индивидуальную), наполняя её фактами — несвязными фактами, большинство из которых не имеет отношения к повседневности. Факты эти могли бы послужить (если использовать их как исходные мысли в медитации и творчески осмыслить) избавлению от негативного влияния расового сознания и расовой памяти, не только от национальной, но и всеобщей истории.

Я упоминаю об этом, чтобы подчеркнуть опасность неправильного акцента на прошлом, ибо если бы такое происходило в широком масштабе, оно могло бы грозить гибелью, поскольку стимулировало бы расовые и национальные идеалы и задачи, быстро приводя к расовой кристаллизации и, образно говоря, старению.

Пример подобной попытки наблюдался в Германии, в меньшей степени в Италии; кульминацией было создание Оси. К счастью, можно доверять приливу жизни в молодёжи любой нации, который направляет мышление расы в более достойное русло, нежели взывание к так называемой прошлой славе и акцентирование того, что должно быть оставлено позади.

Хотелось бы подробнее коснуться интерпретации столь широко (причем часто и неверно) употребляемых слов: культура и цивилизация. Ибо приобщение к какой-либо форме культуры — материальной или духовной, или же материальной и духовной — это задача всякого образования. Образование — главный посредник в мире.

Цивилизацияэто реакция человечества на цель любого конкретного мирового периода. В каждой эпохе в идеализме расы должна доминировать определенная идея.

В атлантические времена преобладала идея преимущественно чувственного религиозного идеализма, или мистицизма, выражавшаяся в понятиях приближения к ощущаемому, но невидимому божеству, идея выражения способа чувствования.

Тогда жили необыкновенно сенситивные расы, состоящие из наций и групп, трудившихся над развитием чувствующей природы, порой сознательно, но чаще бессознательно. Отношение друг к другу как индивидуумов, так и наций, было главным образом чувственным и эмоциональным; представителям современной арийской расы их состояние сознания (не могу сказать: ума) чрезвычайно трудно уловить или интуитивно постичь ввиду того, что начинает действовать ум.

Их отношение к божеству было столь же чувственным, а религиозная активность — мистической, основанной на преданности и лишённой какого бы то ни было ментального понимания. Они были, в сущности, эмоциональны в своих реакциях на красоту, на ужас, внушаемый божественным, на эмоциональные свойства Бога, на ощущение света, на чудо.

Таинственность, чувство благоговейного страха, слепое следование за неким признанным “сенситивом”, превосходящим обычное человеческое существо, интерпретация Бога и природы с позиций чувственного восприятия, — всё это составляло основу той древней цивилизации и в значительной степени окрашивало наши теперешние расовые установки, по крайней мере до пришествия Христа, Который произвел огромные изменения в человеческом сознании и возвестил новую цивилизацию.

Дети всё ещё атланты по своему сознанию; для них это форма повторения, аналогичная предродовому периоду; то же повторяется на Пути, когда человек вновь развивает мистическое сознание после того, как пробудил свою ментальную природу, но прежде чем раскрыл истинную оккультную осведомлённость, или знание, и реакции высшего ума.

Проблема образования состоит в том, чтобы преобразовать атлантическое сознание ребёнка в арийское, или ментальное, сознание. У атлантов не было системы образования, как мы её понимаем. Цари и жрецы интуитивно улавливали, массы повиновались.

В нынешней расе возникает и развивается другой подход к цивилизации. В каждой эпохе некоторая идея функционирует и выражает себя как в расовом, так и в национальном идеализме. Такая базовая установка создала в течение столетий наш современный мир, и он был сугубо материалистическим.

Нация сегодня считается цивилизованной, если она открыта ментальным ценностям, требуя в то же время ценностей материальных; если ум (низший ум) — с его памятью, способностями различать и разделять, анализирующими функциями и способностью формулировать конкретные идеи, основывающиеся на материальном восприятии, материальном желании и материальных целях — подвергается тренингу, который создаёт материальную цивилизацию, да и сделал нашу материальную цивилизацию такой, какой она является сейчас.

При том, что акцент смещается от чувственного восприятия в сторону ментального отношения к жизни, при желании сделать материальную жизнь гражданина каждой нации доминирующим фактором национального мышления, при том, что раскрытие ума идет в русле материального образа жизни, а наука выявляет только то, что доказуемо, изучая лишь энергии, производящие материальные следствия, стоит ли удивляться, что главная забота современной цивилизации лежит в сфере экономической жизни?

Мы погружены в материальные условия, с тем, чтобы накапливать собственность, улучшать положение дел в мире, обеспечивая жизнь на физическом плане и подменяя нематериальное — материальным, духовное — конкретным, субъективные ценности — физическими ценностями. Однако в один прекрасный день истинные ценности должны прийти к выражению.

Данное утверждение поверхностно и столь обобщенно, что не относится к меньшинству тех, кто все-таки чувствует высшие ценности и работает над тем, чтобы внедрить их в жизнь расы. Эти люди — хранители продвинутых идеалов нынешней цивилизации, но излучаемая ими энергия пока зачастую расходуется на утверждение более конкретных ценностей.

Мои замечания не всеобъемлющи, и я не охватываю всех фактов. Может быть, я что–то излишне акцентирую, а может, и нет. Тем не менее факт состоит в том, что обе великие цивилизации, о которых мы в состоянии на самом деле что-нибудь знать — арийская и атлантическая — представляют две крайности или грани, к которым человечество обоих периодов направляло и всё ещё направляет своё внимание.

Атлантическая цивилизация определённо была религиозной по своим установкам; религия была банальностью жизни и разумным основанием всего сущего. Жизнь после смерти была предметом интереса и непоколебимой, несомненной веры. Тонкие воздействия, эманирующие от невидимых сфер, силы природы и связь человека с ними благодаря обостренной чувствительности, вся гамма эмоциональных состояний составляли жизнь расы и окрашивали всё, что относилось или могло относиться к зачаточному мышлению.

Результат всего того, что мы унаследовали, когда возникла история, которую мы сейчас имеем (со времён всемирного потопа, когда бы он ни был), можно выразить в таких словах, как анимизм, спиритуализм, низший психизм, сенситивность. Чувство Бога, чувство бессмертия, чувство тонких внутренних отношений, чувство поклонения и чрезмерная чувствительность современного человека — всё это наше выдающееся наследие от цивилизаций, существовавших во времена древней Атлантиды.

На этот базис сейчас налагается прямо противоположное; своей реакцией — нормальной, правильной и развивающей — человек возводит надстройку, когда акцент всё больше ставится на вещественном, материальном и видимом, на том, что можно доказать, диагностировать, проанализировать и использовать для улучшения внешней жизни человека, его материального положения на планете.

Обе цивилизации заходили слишком далеко, и обратный ход маятника неминуемо вернет нас к среднему положению, к “благородному срединному пути”. Этот срединный путь, задействующий лучшие, высочайшие идеалы, созданные обеими предшествующими цивилизациями, будет характеризовать наступающий Век Водолея с ее цивилизацией.

Такое выражение материального и нематериального, видимого и невидимого, вещественного и духовного всегда было целью и задачей тех, кто постигал истинное значение культуры. Итак, возвращаясь к нашей теме, констатируем: цивилизация характерна для масс и расового сознания, тогда как культура характерна для индивидуума и незримого духовного человека. Поэтому цивилизация, как полнокровное выражение истинной культуры, ещё очень нескоро явит себя в истории развития расы.

Культураэто тесное сближение обоих факторов — чувствования и ума; двух миров — чувств и мышления; обоих, по сути неполных, подходов, которые позволят человеку, как мыслящему субъективному существу, жить в вещественном, физическом мире.

Культурный человек соотносит мир смысла с миром явлений, воспринимая оба умом (иначе говоря, осознавая их своим мозгом, что является показателем установленной связи, или отношений, между ними) как два аспекта единого мира. Его сознание, или чувство осведомлённости, позволяет ему с одинаковой лёгкостью функционировать одновременно в обоих мирах. Даже в атлантические времена были те, кто понимал значение культуры как продукта цивилизации.

Массы должны быть цивилизованы, — это первый шаг к той культуре, которая сделает их настоящими, полнокровными человеческими существами. Человеческое существо должно стать человеком, способным жить в мире внешних реальностей и в то же время осознавать себя живущим во внутреннем мире, мире ума и души.

Тогда оно выражает мощную внутреннюю, субъективную жизнь, которая контролирует физический план жизни и доминирует над ним, мотивируя его и придавая ему верное направление. Такой уровень развития человеческого существа и работа по достижению подобного состояния сознания столетиями считались задачей религиозных организаций, тогда как это существенная и необходимая задача образования.

Верно, что в давние времена церковь была воспитательницей поколений, но упор ставился на внутренней, субъективной жизни и, как правило, не делалось попытки свести, сплавить внешнее материальное благополучие и внутреннее духовное существование. Образование — это обязанность выдающихся мыслителей расы, за него ответственны все правительства, что, впрочем, редко ими осознаётся.

Наконец, посмотрим, какие базовые идеи (начиная с осознанных инстинктов) привели человека, шаг за шагом, к нынешней борьбе за улучшение мира, групповое развитие и естественное самоопределение, с тем, чтобы — хотя большинство этого не сознаёт — создать лучший орган выражения в живом организме человечества.

Банальность и трюизм утверждать, что человечество проходит сегодня через кризис невиданных масштабов. Причины кризиса следует видеть во многих факторах: в прошлых ошибках, в росте — по мере эволюции — определённых базовых тенденций в человеке, в нынешних благоприятных возможностях и могучей активности Иерархии Любви.

Будущее многообещающе, если только человек сможет выучить уроки настоящего, которые отчётливо ему показаны; он должен осознать их и ясно понять суть своей проблемы и кризиса со всеми его составляющими и многочисленными следствиями.

Водоворот событий и состояний, в котором живут сейчас массы людей, и появление одной-двух ключевых фигур в каждой нации тесно взаимосвязаны. Ключевые фигуры заставляют себя услышать и привлекают внимание; к их идеям — правильным или неправильным — прислушиваются с интересом, одобрением или недоверием.

Постепенное обстоятельное формирование Новой Группы Мировых Служителей также указывает на кризис. Эти служители курируют, возвещают приход Нового Века, присутствуя при родовых муках новой цивилизации и приходе новой расы, новой культуры, нового мировоззрения. Эта работа, в силу обстоятельств продвигается медленно, и тем из вас, кто погружен в проблемы и страдания, трудно с уверенностью глядеть в будущее или справедливо оценивать настоящее.

В области образования важно действовать сообща. Несомненно, образовательные системы наций должны определяться базовым единством задач, даже если единообразие методов и техник невозможно. Различия в языках, наследии и культуре всегда будут существовать; они на протяжении веков образуют прекрасный гобелен человеческой жизни. Но многое из того, что до сих пор мешало установлению правильных человеческих отношений, должно быть и будет устранено.

Неужели, к примеру, в преподавании истории мы вернемся к старым оценкам, когда каждая нация возвеличивала себя, зачастую за счёт других наций, когда факты систематически подтасовывались, а основными вехами истории на протяжении веков были войны?

Это была история агрессии, подъема материалистической эгоистической цивилизации, история, питавшая националистический, а следовательно, обособляющий дух, усиливавший расовую ненависть и национальную гордость. Первая историческая дата, которую обычно запоминает британский ребёнок, — это “Вильгельм Завоеватель, 1066 год”.

Маленький американец помнит дату высадки первых английских колонистов и постепенный захват земель у их законных обитателей, да еще, возможно, Бостонское чаепитие. Все герои истории — воины: Александр Великий, Юлий Цезарь, Атилла, Ричард Львиное Сердце, Наполеон, Джордж Вашингтон и многие другие. География — это та же история, но в иной форме: история открытий, исследований и захватов, часто сопровождавшихся грубым, жестоким обращением с коренным населением открытых земель. Алчность, амбиции, жестокость и гордость — вот основной лейтмотив нынешнего метода преподавания истории и географии.

Войны, агрессия, грабежи, отличавшие все великие нации без исключения, — это факты, которых нельзя отрицать. Но ведь можно выносить уроки из злодеяний (достигших пика в войне 1914-1945 гг.), можно показывать древние причины нынешних предубеждёний и антипатий, подчёркивая их бессмысленность. Разве нельзя преподносить историю как развитие великих благих идей, которые обусловливали нации и сделали их тем, чем они являются?

Подчеркивать творческий дух, отличавший каждую из них? Разве мы не можем полнее представлять великие культурные эпохи, которые — внезапно зародившись в какой-либо нации — обогащали весь мир и дарили человечеству свои литературу, искусство и видение мира?

Мировая война вызвала небывалую миграцию. Сражаясь, армии проходили маршем по всему миру; преследуемые народы бежали из одних земель в другие; работники гуманитарных служб курсировали из страны в страну, заботясь о солдатах, спасая больных, кормя голодных и наблюдая происходящее. Сегодняшний мир очень, очень мал, и люди открывают для себя (иногда впервые в жизни), что человечество едино и что все люди, независимо от цвета кожи и страны проживания, похожи друг на друга.

Мы все сегодня перемешались. Соединённые Штаты населены выходцами из всех известных стран; более пятидесяти различных народов и наций собраны в СССР. Соединённое Королевство является Содружеством независимых наций, сплочённых в единую группу.

Индия — конгломерат народов, религий и языков, отсюда её проблемы. Сам мир — исполинский тигель, где формируется Единое Человечество. Это требует коренных изменений в наших методах преподавания истории и географии. Наука всегда была универсальной.

Великое искусство и литература всегда принадлежали всему миру. Именно на этих фактах должно строиться образование, которое мы даем детям, — на нашей общности, наших творческих достижениях, нашем духовном идеализме и наших точках соприкосновения. Пока этого нет, раны наций никогда не заживут и веками существовавшие барьеры не падут.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Людмила Солнцева

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук