Алиса А. Бейли «Образование в Новом Веке».Глава IV. Вопрос гражданства.

  Автор:
  1083

Я сознаю, что вышеизложенное является широким обобщением. Оно совершенно не учитывает внутренних врождённых навыков ребёнка, достигнутой им точки душевной эволюции, да и способностей, с которыми он вступает в жизнь и которые являются результатом многочисленных предшествующих жизненных опытов.

Оно упускает также влияние многих добросовестных, духовно мыслящих и высокоразвитых учителей, которые – во все века – оставляли свой след в молодых людях, которых они учили, ориентировали и вели вперёд, к лучшему. Я говорю лишь о формальном аспекте образовательных систем и очевидном его воздействии на молодёжь любой нации.

Цели, которые ставил перед собой формальный наставник, были узкими, а логическим результатом его преподавания и работы становилось формирование эгоистической, материалистически мыслящей личности, главная задача которой – улучшение своего материального положения. Этому исключительно способствовало присутствие в той или иной мере индивидуальной амбиции, которая побуждала ребёнка охотно следовать узкой эгоистической цели учителя.

Естественный идеализм ребёнка (а какой ребёнок не является врождённым идеалистом?) медленно, но верно умирал под тяжестью материализма мировой педагогической машины и эгоистической пятой мирового бизнеса с его многочисленными ветвями, а также из-за всегдашнего акцента на необходимости делать деньги.

Постепенно такое губительное положение дел (достигшее своей кульминации в первые годы нашего столетия) менялось, и сегодня во многих странах благосостояние самого государства, благо империи, удовлетворение нужд нации представляются ребёнку с самых ранних лет как наивысший возможный идеал.

Его учат, что служению государству, империи или нации он должен отдавать самое лучшее, что в нём есть; в сознание его крепко вбивается, что его индивидуальная жизнь должна подчиняться более объемлющей жизни государства или нации и что его долг – служить нации, даже ценой своей жизни.

Его учат, что в критических обстоятельствах он, как индивидуум, вообще не в счёт, а единственное, что имеет значение, – это большое составное целое, бесконечно малой частью которого он является. Это определённый шаг в расширении сознания, который род человеческий должен сделать.

Напоминаю: именно расширение сознания и повышение чувствительности и восприимчивой осведомлённости есть цель всякого божественного и иерархического усилия. Улучшение материальных условий не является целью. Оно осуществляется автоматически с неуклонным раскрытием чувства осведомлённости. Будущее человечества определяется его устремлением и способностью отзываться на идеализм, который сегодня наполняет мир.

В настоящее время предпринимается и дальнейший шаг. Повсюду, в каждой стране людей с малых лет учат, что они не только индивидуумы, не только члены государства, империи или нации, не только люди с индивидуальным будущим, но что им предназначено также быть представителями некоторых великих групповых идеологий – демократической, тоталитарной или коммунистической.

Эти идеологии являются в конечном счёте материализованными мечтами, или видениями. Ради их торжества – как учат современного юношу – он должен работать, отдавать себя и, если потребуется, бороться.

Отсюда несомненно следует, что, невзирая на весь внешний беспорядок и хаос, бушующий сегодня в сознании человечества, невзирая на страх и опасения, ненависть и обособленность, человеческие существа начинают сочетать в себе три состояния сознания: индивидуума, гражданина и идеалиста. Способность к этому, умение пребывать во всех трёх состояниях одновременно доходит сегодня до уровней человеческой жизни, присущих так называемым “беднейшим слоям населения”.

Всё это очень хорошо и является частью предопределённого плана. Будь то демократический идеал, или видение тоталитарного государства, или коммунистическая мечта, они оказывают в целом благое воздействие на сознание человечества. Чувство осведомлённости о происходящем в мире определённо возрастает, способность считать себя частью целого быстро развивается, и всё это желательно, правильно и входит в божественный план.

Безусловно верно, что этот процесс портят, тормозят методы и мотивы, которые в высшей степени нежелательны, но человеческие существа имеют привычку портить то, что прекрасно; у них исключительно развит навык к эгоизму и материализму, а поскольку умы людей ещё практически не тренированы и не развиты, им недостаёт способности распознавания и умения отличать старое от нового, или правильное от более правильного. Так как их воспитывали в эгоизме и материальных установках, пока они находились под контролем родителей и образовательных систем своего времени, их мышление естественно отклоняется в нежелательном направлении.

В уходящем Веке Рыб молодёжь в каждой стране воспитывалась под влиянием трёх основополагающих идей. Суть этих идей может быть выражена в следующих вопросах:

  1. Какой должна быть моя профессия, чтобы я мог иметь столько в материальном мире, сколько мне нужно для моего положения в жизни и по потребностям?
  2. Кто выше меня, на кого я должен равняться и кого почитать, и кто ниже меня по общественному положению, и как высоко я способен подняться по социальной лестнице, чтобы улучшить свою жизнь?
  3. С детства меня учили, что я по природе склонен поступать неправильно и безнравственно, или (если окружение узко ортодоксальное) что я жалкий грешник, неспособный к будущему счастью. Как мне избежать наказания за мои естественные желания?

В результате в расе глубоко укоренились чувство материальной и социальной амбиции, а также комплекс неполноценности, который неизбежно прорывается наружу в той или иной форме возмущения в индивидууме, в расовых взрывах или же, снова говоря об индивидууме, в неудержимом центрировании на себе. От этих искаженных тенденций и регрессивных идеалов раса должна в конце концов отойти.

Именно осознание этого факта произвело в некоторых нациях преувеличенный акцент на национальном и расовом благе и на государстве, как сущности. Оно подорвало иерархическую структуру общественного строя. Иерархическая структура является базовой вечной реальностью, но её концепция так искажалась и неверно понималась, что вызвала возмущение в человечестве, произведя почти ненормальную реакцию – откат в сторону свободы и распущенности, которые разрастаются до нежелательных размеров.

Широко распространённое сегодня требование молодёжи мира (в некоторых странах) иметь возможность проводить время исключительно в удовольствиях, её безответственность и отказ обратиться к реальным ценностям жизни – вот все признаки этой реакции. Наихудшее положение в этом смысле наблюдается в демократических странах.

В тоталитарных государствах оно не допускается в таком масштабе, поскольку молодёжь заставляют брать на себя ответственность и посвящать себя большему целому, а не погружаться в материальную жизнь и тратить свои годы в “приятном времяпрепровождении”, – кажется, так вы выражаетесь? Обычно человек “приятно проводит время” за счёт других, причём это происходит в годы его формирования, неизбежно обусловливающие, определяющие будущее молодого человека.

Я говорю не в политическом смысле и не в защиту какой-либо системы правления. Принудительная деятельность и принудительная ответственность отбрасывают подавляющее большинство людей на стадию яслей или в детство, а человечеству пора бы достичь зрелости с её готовностью возлагать на себя ответственность и растущим чувством реальных ценностей и норм жизни.

Чувство ответственности – один из первых признаков того, что душа индивидуума пробуждается. Душа в массе человечества тоже в настоящее время пробуждается, – тому свидетельством следующие факты:

1. Повсеместный рост обществ, организаций и массовых движений за улучшение благосостояния человечества.

2. Возрастающая заинтересованность масс народа в общественном благополучии. До сих пор в нём был заинтересован высший слой общества либо по эгоистическим соображениям, чтобы защитить себя, либо из-за врождённого патернализма. Интеллигенция и ученые исследовали, изучали народное благополучие с ментальной, научной точки зрения, рассматривая в качестве основы общий материальный базис.

Низший и средний класс естественно заинтересован в материальной основе с точки зрения финансов и торговли. Сегодня эта заинтересованность дошла до самых низов, все классы чутко и бдительно реагируют на общее, национальное, расовое или международное благо. Это очень хорошо и служит обнадёживающим знаком.

3. Гуманитарные и благотворительные усилия достигли своей кульминации, наряду с жестокостью, ненавистью и отклонениями, порождаемыми обособленностью, гипертрофированными национальными идеологиями, агрессивностью и амбицией в жизни всех наций.

4. Образование быстро становится массовым достоянием, дети всех наций, как высших классов, так и низших, становятся интеллектуально оснащенными, как никогда прежде. Конечно, усилия направляются в основном на то, чтобы научить их удовлетворять материальные и национальные потребности, быть полезными для государства, а не экономической обузой. Общий результат, тем не менее, созвучен божественному плану и, без сомнения, хороший.

5. У власть имущих растёт признание того, что человек с улицы становится весомым фактором в мировых делах. С ним устанавливается всесторонний контакт через прессу и радио; человек среднего развития сегодня довольно интеллектуален и достаточно заинтересован, чтобы попытаться сформировать собственное мнение и прийти к собственным заключениям – пусть самым простым, но признаки усилий с его стороны несомненны; отсюда контроль над прессой и радио, существующий в той или иной форме во всех странах ввиду того, что никогда не может быть сколько-нибудь долговременного отдаления от иерархической структуры, лежащей в основе нашей планетарной жизни.

Контроль распадается на две большие категории:

  • Финансовый контроль, как в Соединённых Штатах.
  • Правительственный контроль, как в Европе и Великобритании.

Людям внушают, что именно для них хорошо; оговорками и тайной дипломатией окрашено взаимодействие правительства с массами, и беспомощность человека с улицы (перед властями в сфере политики, важными решениями, такими как решение о войне или мире, теологическими установками, да и экономическими мероприятиями) всё ещё достойна сожаления, хотя и не так велика и вопиюща, как раньше. Душа человечества пробуждается, и нынешнее положение можно считать временным.

Целью грядущих образовательных систем станет сохранить индивидуальную целостность человека, выработать у него чувство индивидуальной ответственности, поощрять развивающееся групповое осознание базовых индивидуальных, национальных и мировых отношений наряду с внешней открытостью, организаторскими навыками, заинтересованностью и компетентностью. В то же время в нем будет усиливаться чувство гражданства, как в вещественном внешнем мире физического плана, так и в Царстве Бога и душевных отношений.

Чтобы это осуществить и полностью изменить современные мировые подходы и неправильные акценты, и было допущено то ужасное, катастрофическое положение, какое сегодня существует на планете.

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Людмила Солнцева

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук