Алиса А. Бейли «Образование в Новом Веке».Глава III.Чем может стать образование.

  Автор:
  492

Сейчас полезно определить, чем может стать образование, если оно будет руководствоваться истинным видением и отвечать нуждам мира и требованиям времени.

Образование – это целенаправленная подготовка, во время которого молодёжь мира учат с пониманием и достоинством контактировать со своим окружением, а также адаптироваться к существующим условиям. Оно имеет первостепенную значимость и является одной из основных черт мира, рассыпавшегося сейчас на куски.

Образование – это процесс, в ходе которого ребёнок оснащается информацией, помогающей ему стать хорошим гражданином и мудрым родителем. Оно должно учитывать его наследственные склонности, расовые и национальные черты, добавляя к ним знание, которое помогло бы ему плодотворно работать на своём месте в мире и быть полезным гражданином.

Образование будет иметь более психологическую направленность, чем в прошлом, и информация будет даваться с учётом конкретной ситуации ребёнка . В каждом скрыты какие-то ценные качества, его нужно учить пользоваться ими; они – общие для человечества в целом, независимо от расы или национальности.

Поэтому в будущем педагоги будут ставить акцент на:

  1.  Развитии ментального контроля над эмоциональной природой
  2. Предвидении, или способности видеть за настоящим возможное будущее
  3. Унаследованном фактическом знании, на котором можно будет выстраивать мудрость будущего.
  4. Способности мудро развивать отношения с другими, признавать ответственность и брать её на себя.
  5. Способности двояко использовать свой ум:  как “здравый смысл” (если употреблять это выражение в его старом значении), анализируя и обобщая информацию, доставляемую пятью чувствами; как прожектор, проникающий в мир идей и абстрактно выраженных истин.

Знание приходит с двух направлений. Оно является результатом осмысленного использования пяти чувств, а также накапливается благодаря попыткам уловить и понять идеи. Разработка обоих направлений стимулируется любознательностью и проведением исследований.

Образование должно быть трёх видов, и все три необходимы, чтобы довести человечество до требуемой точки развития.

Это, прежде всего, процесс собирания фактов – прошлого и настоящего – и обучения умению выбирать из массы постепенно накапливающейся информации такую, которую можно практически использовать в любой сложившейся ситуации. Данный процесс – то, на чём стоят наши нынешние системы образования.

Во-вторых, это процесс постижения мудрости как продукта знания и уяснения смысла, лежащего за внешними сообщаемыми фактами. Это умение так применять знания, чтобы естественными результатами были здоровая жизнь, понимание и осмысленное поведение. Сюда входит и тренинг на специальные виды активности, определяющиеся врождёнными склонностями, талантами или гениальностью.

Это процесс, в ходе которого культивируется единство, или чувство синтеза. В будущем молодых людей будут учить мыслить о себе в связи с группой, семьей и нацией, с которыми судьба их свела. Их также будут учить мыслить категориями общемировых отношений, думая о связи своей нации с другими нациями.

Сюда входит воспитание чувства гражданства, родительских чувств и наработка мирового мышления; такое воспитание является, по сути, психологическим и способствует пониманию человечества.

При такой подготовке мы будем формировать цивилизованных, культурных мужчин и женщин, обладающих к тому же способностью проникать (по мере своего раскрытия) в мир смысла, который лежит за миром внешних явлений, и начинающих воспринимать человеческие дела в свете более глубоких духовных и универсальных ценностей.

Образование должно стать процессом, в ходе которого молодёжь будут учить двигаться от причины к следствию, узнавать, почему определённые действия неизбежно влекут за собой соответствующие результаты и почему – при определённом эмоциональном и ментальном оснащении плюс психологическом уровне – могут выявляться конкретные жизненные тенденции, а определённые профессии и виды карьеры – обеспечивать правильные условия для развития и полезное, благоприятное поле опыта.

Некоторые попытки в этом направлении предпринимались отдельными школами и колледжами, которые старались установить психологические склонности мальчиков и девочек к определённым занятиям, но в целом эти усилия осуществляются пока непрофессионально.

При более научном подходе дверь для обучения наукам будет открыта; такое обучение открывает значение и смысл истории, географии и самой учебы, избегая пустого изложения фактов и примитивной тренировки памяти, которыми характеризовались старые методы.

Новое образование будет должным образом учитывать наследственные черты ребёнка, его социальное положение, национальные особенности, окружение, индивидуальное ментальное и эмоциональное оснащение; оно будет стремиться открыть ему весь мир для приложения сил, подчеркивая при этом, что возникающие на пути преграды – только стимул для новых усилий.

Таким образом оно будет стремиться “вывести его” (таков истинный смысл слова “воспитание”) из любых ограничивающих состояний и научить его мыслить в категориях созидательного мирового гражданства. Акцент будет ставиться на росте и ещё большем росте.

Педагог будущего будет подходить к проблеме молодёжи с точки зрения инстинктивной реакции ребёнка, его интеллектуальных способностей и интуитивного потенциала.

В дошкольные и первые школьные годы будут отслеживаться и развиваться правильные инстинктивные реакции; в старших классах, или в школе второй ступени, акцент будет ставиться на интеллектуальном раскрытии и управлении ментальными процессами, тогда как в колледжах и университетах внимание будет уделяться раскрытию интуиции, улавливанию идей и идеалов и развитию абстрактного мышления и восприятия; эта последняя фаза будет основываться на подготовленном ранее здоровом интеллектуальном фундаменте.

Три этих фактора – инстинкт, интеллект и интуиция – являются ключевыми нотами трёх учебных заведений, через которые будет проходить каждый молодой человек и через которые сегодня проходят многие тысячи.

В будущем образовании – гораздо шире, чем до сих пор – будет использоваться психология. Движение в этом направлении видно уже сейчас. Природа мальчика или девочки – физическая, жизненная, эмоциональная и ментальная – будет тщательно изучаться, их импульсивные порывы будут направляться в правильное русло; их будут учить распознавать себя как того, кто действует, кто чувствует и кто мыслит.

Таким образом будет воспитываться ответственность центрального “я”, или обитателя тела. Это полностью изменит нынешнее отношение молодёжи мира к своему окружению, будет с ранних лет поощрять осознание своей роли и взятие на себя ответственности. Образование будет считаться методом подготовки к полезному и интересному будущему.

Поэтому становится ясно, что грядущее образование можно определить – в новом, более широком смысле – как Науку Правильных Человеческих Отношений и Социальной Организации.

Это даёт относительно новую цель любой учебной программе и в то же время показывает, что ничего из того, что в неё включено, не нужно исключать, надо лишь выявлять лучшие мотивы и избегать националистического, эгоистичного представления.

К примеру, если бы историю представляли как историю обусловливающих идей, ведущих человечество вперёд, а не как историю агрессивных войн и грабежа в международном или национальном масштабе, то образование учило бы правильному восприятию и использованию идей, их трансформации в действенные идеалы и приложению в виде воли-к-добру, воли-к-истине и воли-к-красоте.

Так будет достигаться очень нужное изменение целей человечества и нынешние конкурирующие материалистические задачи сменятся теми, что полнее выражают Золотое Правило, а также установятся правильные отношения между индивидуумами, группами, партиями и нациями во всем мире.

Образование все больше должно касаться как жизни в целом, так и частностей повседневной индивидуальной жизни. Ребёнка, как индивидуума, будут развивать, оснащать, тренировать и мотивировать, а затем учить брать на себя ответственность перед целым и уяснять свой вклад в группу, который он может и должен вносить.

Возможно, банально заявлять, что образование обязательно должно заниматься развитием умственных способностей ребёнка, а не тем, что практикуется сегодня: тренировкой памяти и механическим запоминанием фактов, дат и несвязной, плохо усваиваемой информации.

История роста человеческих способностей восприятия под действием различных национальных и расовых условий очень интересна. Выдающиеся фигуры истории, литературы, искусства и религии несомненно будут изучаться с точки зрения их положительного или отрицательного влияния на свой период; будут рассматриваться качество и цель их лидерства.

Тогда ребёнок будет не только максимально легко усваивать большой объём информации об истории, о творческой деятельности, об идеализме и философии, но они будут оказывать и постоянное воздействие на его характер.

Его вниманию будут представляться непрерывность приложения усилий, влияние на цивилизацию древних традиций, хорошие и плохие события, а также взаимодействие различных культурных аспектов цивилизации, а сухая как прах информация, даты и имена будут безжалостно отбрасываться.

Таким образом все ветви человеческого знания смогут ожить и подняться на новый созидательный уровень. Уже существуют определённые тенденции в этом направлении, и это хороший, здоровый знак.

То, что прошлое человечества является фундаментом нынешних событий, а настоящее есть фактор, определяющий будущее, будет всё шире осознаваться; так будут вноситься большие необходимые изменения в человеческую психологию в целом.

В новой эре творческим склонностям человека будет уделяться больше внимания; ребёнка будут поощрять к индивидуальным усилиям, соответствующим его темпераменту и способностям.

Благодаря этому он сможет дарить миру такую красоту, на какую способен, и вносить вклад в виде правильного мышления в общий объём человеческого мышления; его будут поощрять к исследованию, перед ним будет открываться мир науки. За всеми его побуждениями будут стоять мотивы доброй воли и правильных человеческих отношений.

И, наконец, образование несомненно должно представлять гипотезу о душе в человеке, как о внутреннем факторе, создающем добро, истину и красоту. Таким образом творческое выражение и гуманные усилия получат логическую основу.

Это будет осуществляться не с помощью теологического, или доктринального, представления, как делается сегодня, а в виде представления проблемы для исследования и попытки ответить на вопрос: “Что такое человек? Какова его специальная задача в схеме вещей?”

Будут изучаться жизненное влияние и провозглашенная цель, стоящие за постоянно появляющимися из века в век мировыми лидерами в духовной, культурной и художественной областях; жизни их станут предметом исторического и психологического исследования.

Это будет открывать перед молодёжью мира проблему лидерства и мотивов. Поэтому образование будет акцентировать человеческий интерес, человеческое достижение и человеческую возможность.

Оно будет даваться в таком виде, что ум учащегося будет не только обогащаться историческими и литературными фактами, но воображение его будет воспламеняться, честолюбие и устремленность – пробуждаться в хорошем смысле; мир прежних человеческих усилий будет представляться ему в своей истинной перспективе, а будущее будет открываться как арена его индивидуальных усилий и личного вклада.

Всё вышесказанное ни в коем случае не выносит обвинения методам прошлого, разве лишь в том смысле, что сам современный мир являет собой такое обвинение; сказанное не опирается на не практическое видение или мистическое упование, основанные на мышлении, когда желаемое выдается за действительное.

Оно касается отношения к жизни и будущему, которого придерживаются сегодня многие тысячи людей, и в частности множество педагогов в каждой стране. Ошибки и неудачи техник прошлого очевидны; нет нужды тратить время, обсуждая их или приводя примеры.

Что необходимо, так это уяснение ближайшей благоприятной возможности плюс признание того, что требуемое изменение задач и методов займет длительное время. Нам придется по-иному готовить учителей, и пройдет много времени, пока мы отыщем новые, лучшие пути, создадим новые учебники и найдем мужчин и женщин, которых можно наделить новым видением и которые будут работать для новой цивилизации.

Здесь же мы лишь пытаемся поставить акцент на принципах, понимая, что многие из них совсем не новы, но требуют нового подхода. Я старался показать, что сейчас день благоприятной возможности, ибо всё нужно выстраивать снова, поскольку в большей части мира всё было разрушено.

Война продемонстрировала, что мы учили неправильно. Поэтому должна быть выработана лучшая система образования, которая даст возможность людям жить, разрушив все барьеры, отбросив все предрассудки, чтобы дети, вырастая, могли сосуществовать с другими людьми в гармонии и доброй воле. Это можно сделать, если развиваются терпение и понимание и если педагоги понимают, что “без откровения свыше народ необуздан”.

Международная система образования, разработанная совместно широко мыслящими учителями и авторитетами в области образования во всех странах, является сегодня крайней необходимостью и внесёт главный вклад в сохранение мира во всем мире.

Шаги в этом направлении уже предпринимаются, группы педагогов собираются вместе, чтобы разработать лучшую систему, которая гарантировала бы, что дети разных наций (начиная с миллионов тех, кто уже сегодня нуждается в образовании) будут обучаться подходу к истине без всяких предубеждений или предрассудков.

Демократия в мире будет построена тогда, когда люди повсюду будут действительно считаться равными; когда мальчиков и девочек будут учить, что важно не то, кем человек является – азиатом, американцем, европейцем, британцем или евреем, – но лишь то, что у каждого есть своё историческое прошлое, которое позволяет ему внести собственный вклад в благо целого, что главное требование – это позиция доброй воли и постоянное стремление развивать правильные человеческие отношения.

Мировое единство станет свершившимся фактом, когда детей будут учить, что религиозные различия в большой степени обусловливаются рождением, что, если человек родился в Италии, то он вероятнее всего будет католиком; если родился евреем, получит иудейское воспитание; если родился в Азии, он может быть мусульманином, буддистом или принадлежать к одной из индуистских сект; если родился в какой-нибудь другой стране, может быть протестантом, и т. д.

Их будут учить, что религиозные различия – в основном результат споров, касающихся человеческой интерпретации истины. Таким образом, нынешние споры и разногласия будут постепенно сведены на нет и их место займёт представление о Едином Человечестве.

В будущем гораздо больше внимания придётся уделять подбору и подготовке учителей. Их ментальный уровень и знание своего предмета будут важны, но ещё большее значение будет иметь их свобода от предрассудков и способность видеть всех людей как членов одной большой семьи.

Воспитатель будущего должен обладать лучшей психологической подготовкой, чем современный педагог. Он будет понимать, что, помимо сообщения академического знания, его главная обязанность – пробуждать в своих учащихся настоящее чувство ответственности; неважно, что он будет преподавать – историю, географию, математику, язык, какую-нибудь науку или философию, – он будет увязывать их все с Наукой Правильных Человеческих Отношений, пытаясь показать более правильную перспективу социальной организации, чем это делалось в прошлом.

Когда молодые люди будущего – применяя привитые им принципы – станут цивилизованными, культурными и отзывчивыми на идею мирового гражданства, наш мир будет миром пробужденных, творческих, обладающих истинным чувством ценностей людей, со здоровым конструктивным отношением к делам в мире. Это займёт много времени, но такая возможность существует, как доказала сама история.

Однако безусловно понятно, что подобная интеграция невозможна для каждого учащегося, проходящего через руки наших учителей. Хотя все, независимо от своих исходных способностей, могут обучаться Науке Правильных Человеческих Отношений и тем самым удовлетворять главной задаче будущих систем образования.

Свидетельства такой возможности можно видеть повсюду, однако акцент ещё не ставится на подготовке учителей и работе с родителями.

Многое, очень многое уже сделано просвещёнными группами повсюду, изучающими вопрос гражданства, исследующими социальные отношения, а также благодаря множеству организаций, пытающихся воспитывать в массах людей чувство ответственности за человеческое счастье и человеческое благополучие.

Такую работу нужно начинать с раннего детства, чтобы ребёнок (с его легко управляемым сознанием) мог с ранних лет приучаться к бескорыстию по отношению к своим товарищам. Сделать это очень просто, если родители того желают; работа может успешно продвигаться, если родители и учителя демонстрируют в собственной жизни то, чему наставляют.

Такие условия, в итоге, будут в позднем отрочестве приводить к кризису – необходимому и планомерному – в жизни молодого человека, после которого он закрепится в конкретной области, в какой судьба предназначает ему исполнять свою задачу осуществления правильных отношений через посредство служения в ходе своей профессиональной деятельности.

Сейчас же необходима работа построения моста – необходим мост между тем, что есть сегодня, и тем, что может быть в будущем.

Если в течение ближайших ста пятидесяти лет мы разовьем технику наведения мостов через многочисленные разрывы, наличествующие в человеческом семействе, устраним расовую ненависть и обособляющие склонности наций и людей, мы сумеем построить мир, где война будет невозможна и человечество будет осознавать себя единой человеческой семьей, а не совокупностью многочисленных противоборствующих наций и народов, конкурирующих в стремлении отобрать, что можно, друг у друга и культивирующих предубеждения и ненависть.

Так, мы видели, было в прошлом. Человек из животного-одиночки, побуждаемого только инстинктами самосохранения, утоления голода и размножения, через стадии семейной жизни, племенной жизни и национальной жизни достиг нынешней точки, когда ему стал открываться ещё более высокий идеал – идеал международного единства, или мирного сосуществования Единого Человечества.

Крепнущий идеализм пробивает себе дорогу на передовую линию человеческого сознания, несмотря на все тенденции к обособлению. Он в большой мере ответствен за существующий хаос, так же как и за создание Организации Объединённых Наций.

Он породил конфликтующие между собой идеологии, стремящиеся распространиться по всему миру; он вызвал драматическое появление спасителей нации (так называемых), пророков и мировых деятелей, идеалистов, оппортунистов, диктаторов, исследователей и гуманистов.

Все подобные противоборствующие виды идеализма являются хорошим знаком, независимо от того, согласны мы с ними или нет. Они являются реакциями на человеческую потребность – насущную и правильную – в лучших условиях жизни, в большем свете и понимании, более широком сотрудничестве, безопасности, мире и изобилии вместо террора, страха и голода.

Современному человеку трудно представить себе время, когда расовое, национальное или обособляющее религиозное сознание не будет определять человеческое мышление. Столь же трудно было доисторическому человеку вообразить эпоху, в которой присутствует национальное сознание.

Об этом нам хорошо бы помнить. Время, когда человечество будет способно мыслить универсальными категориями, ещё очень далеко, но сам факт, что мы можем говорить о нем, желать его и строить относительно него планы, безусловно, является гарантией его возможности.

Человечество всегда прогрессировало от одной ступени просветленности к другой, от славы к славе. Сегодня мы на пути к значительно лучшей цивилизации, чем те, которые мир когда-либо знал, и к условиям жизни, которые сделают человечество гораздо счастливее и положат конец национальной и классовой розни (в силу рождения или финансового статуса) и обеспечат более насыщенную и богатую жизнь для всех.

Очевидно, очень много десятилетий должно истечь, прежде чем такое положение дел решительно утвердится в мире, – хотя именно десятилетий, а не столетий, если человечество усвоит уроки мировой войны, если имеющимся в каждой нации людям реакционным и консервативным не позволят повернуть цивилизацию вспять, на старую неверную колею.

Но начинать нужно немедленно. Простота должна стать нашим ключевым словом, потому что именно простота уничтожит наш материалистический способ жизни. Сопереживающая добрая воля безусловно является главной идеей, которую следует представлять массам и преподавать в школе, тем самым утверждая новую, лучшую цивилизацию.

Любящее понимание должно стать отличительной чертой групп культурных мудрых людей, плюс старание с их стороны увязать мир смысла с миром внешних усилий – для блага масс. Мировое гражданство, как выражение доброй воли и понимания, должно стать целью просвещённых людей повсеместно и отличительным признаком духовного человека. Эти три понятия отражают правильные отношения между образованием, религией и политикой.

Вся теперешняя работа – это работа переходного времени, а потому, самая трудная. Она подразумевает наведение моста между старым и новым и несла бы почти непреодолимые трудности, если бы не тот факт, что с двумя будущими поколениями войдут в воплощение такие типы Эго, которые будут в состоянии разрешить проблему.

Те из вас, кто имеет отношение к образованию, к ситуации в нём, кто вдохновлён представленной картиной и готов взяться за осуществление желаемых возможностей, должны мне доверять.

Ясное мышление, сильное чувство любви и истинный компромисс (отметьте эту фразу) многое сделают для того, чтобы заложить нужный фундамент и широко распахнуть дверь в будущее. В наш промежуточный период идет процесс уравновешивания, и современный педагог должен уделять ему надлежащее внимание.

Наверно пора указать природу этого процесса. Я утверждал, что душа закреплена в двух точках тела:

  • Нить энергии, называемая жизненным, или духовным, аспектом, закреплена в сердце. Как хорошо известно, она использует в качестве своего распределяющего агента кровеносную систему; с кровью жизненная энергия передаёт способность к восстановлению и координирующую энергию всем физическим органам, обеспечивая “целостность” тела.
  • Нить энергии, именуемая аспектом сознания, или способностью души знать, закреплена в центре головы. Она контролирует механизм отклика, мозг; через него она направляет активность всего тела, насыщая его осведомлённостью посредством нервной системы.
  • Оба энергетических фактора, характеризуемые людьми как жизнь и познание, или как жизненная энергия и интеллект, представляют собой два полюса бытия для ребёнка.

Задача последнего состоит в том, чтобы сознательно развить средний, или гармонизирующий, аспект, то есть любовь, или групповое отношение, чтобы знание служило групповым нуждам и интересам, а жизненная энергия сознательно и намеренно служила групповому целому. Истинное равновесие достигается именно этим, а также признанием того, что Путь Служения есть научная техника достижения такого равновесия.

Поэтому в нынешний переходный период педагоги должны делать три дела:

1. Переориентировать знание, аспект сознания, или чувство осведомлённости, ребёнка так, чтобы тот с раннего детства уяснил: всё, чему его учили или учат, должно направляться скорее на благо других, чем на собственное благо. Его будут приучать смотреть вперёд.

Информация о прошлой истории расы будет даваться ему с точки зрения роста сознания человечества, а не в виде фактоматериального или агрессивного достижения, как практикуется ныне. По мере того как прошлое станет соотноситься в уме ребёнка с настоящим, будет развиваться его способность соотносить между собой, соединять, наводить мосты между различными аспектами своей жизни, на разных планах.

2. Учить ребёнка, что жизнь, которую он ощущает пульсирующей в своих венах, – только малая часть всеобщей жизни, пульсирующей во всех формах, всех царствах природы, всех планетах и Солнечной системе. Ребёнок будет узнавать, что он разделяет её со всем сущим, а потому, истинное “кровное Братство” находится всюду.

Следовательно, с самого начала жизни его можно учить взаимоотношениям; малыш быстрее вникает в их суть, чем средний взрослый, воспитанный на подходах и установках старого века. Когда оба осознания – ответственности и взаимоотношений – станут внушаться ребёнку с раннего детства, легче будет достигаться и третья задача нового образования.

3. Объединение в сознании жизненного импульса и тяги к знанию будет в конце концов приводить к планомерной активности. Планомерная активность будет идти в русле служения; последнее, в свою очередь, будет тройственным образом помогать ребёнку, которого учат его практиковать:

а. С самых ранних лет ребёнка попытки служения станут направляющим агентом, указывающим в итоге его                основное и побочное призвание, тем самым, способствующим карьере.                                                                             б. Служение будет выявлять лучшее, что есть в ребёнке, делая его магнетическим излучающим центром там,                где он находится. С его помощью ребёнок станет привлекать к себе тех, кто может помочь ему или кому он               может помочь, тех, кто может ему послужить и кому он сам лучше послужит.
в. То есть, оно будет делать ребёнка по-настоящему творческим, тем самым позволяя ему сплетать нить                         энергии, которая, добавившись к нитям жизни и сознания, объединит голову, сердце и горло в единый                    функциональный механизм.

Выполнение трёх вышеперечисленных требований явится важнейшим шагом (в расовом масштабе) к постройке антахкараны, или моста между:

  • Различными аспектами формальной природы.
  • Личностью и душой.
  • Человеком и другими людьми.
  • Человеком, как членом человеческого семейства, и окружающим миром.

Ясно, что образование должно главным образом развивать отношения и взаимоотношения, содействовать наведению мостов, или устранению разделенностей, то есть восстановлению единства, или синтеза.

Становление Науки Правильных Отношений – вот ближайший следующий шаг в ментальном раскрытии расы. Это главное в новом образовании.

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Людмила Солнцева

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук