Уильям Джадж «ОКЕАН ТЕОСОФИИ». Глава X.

  Автор:
  1457

АРГУМЕНТЫ В ПОДДЕРЖКУ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.

Если мы не отвергаем бессмертие человека и существование души, то нет достаточно веских аргументов против доктрины предсуществования и повторного рождения, кроме тех, которые базируются на чисто догматическом заявлении церкви, что каждая душа создается заново.

Признавая существование души, рано или поздно мы должны прийти к теории перевоплощения, поскольку даже если каждая душа рождается на этой земле заново, она должна продолжать существовать где-нибудь после смерти человека и, согласно известному порядку вещей в природе, она должна вселяться в другие тела на других планетах или сферах.

Теософия применяет к истинному Я, мыслителю, те же самые законы, которые действуют везде в природе. И все они представляют собой разновидность великого закона причин и следствий, согласно которому следствия без причины быть не может.

Бессмертная душа, в которую верит огромное большинство человечества, должна вселиться в тело, а это значит — возродиться здесь или где-нибудь еще. Если мы приходим на эту землю только на несколько лет, а затем переселяемся куда-нибудь в другое место, душа должна иметь тело и здесь и там.

А если мы путешествуем из другого мира, следовательно, и в том мире у нас тоже должна была иметься соответствующая «одежда». Сведения, даваемые теософией о силах ума и законах, управляющих его движением, его привязанностью и непривязанностью, показывают, что его новое воплощение должно быть там, где он двигался и действовал, пока не наступит время, когда он сможет преодолеть силы, которые сцепляют его с этим глобусом.

Было бы несправедливо и вопреки мощным оккультным законам и силам, постоянно оперирующим в природе, разрешить развивающемуся разуму переместится на другую сцену действия до того, как все последствия прошлых действий и вся ответственность перед другими существами в этом эволюционном потоке будут сбалансированы.

Отцы раннего христианства знали это и учили, что душа погрузилась в материю и обязана, в силу своей природы, приложить усилия, чтобы подняться наверх, туда, где она была раньше. У них был старый греческий гимн, который звучал так:

Бессмертный Разум, искра твоя младая,
Томясь в сосуде глиняном,
Шлет робкий луч
Сквозь хаос темных волн.
И в этот разум закрытый душа посажена,
Людское семя в землю:
О, сжалься, благословенный Бог, над тем,
Что есть твое с рождения,
Огонь твой главный. Далеко от Тебя
До слепка рабского земли печальной
Не позволяй дрожащей искре потухнуть,
Когда-нибудь, прими ее в себя!

Каждый человек отличается от другого своим характером. Народ одной нации тоже обладает специфическими особенностями, особыми способностями, которые создают определенный вид национального характера.

Отличия в обоих случаях — индивидуальном и национальном — зависят не от образования, а от сущности характера. Даже доктрина о выживании наиболее приспособленных демонстрирует этот факт, поскольку эта способность не берется из ничего.

Приспособляемость — это внешнее выражение настоящего внутреннего характера. А так как и среди индивидуумов, и среди наций есть те, кто идут впереди и в борьбе с природой проявляют сильный характер, мы должны определить, где и когда такой характер развивался. Теософия говорит, что это происходило на Земле в течение всего периода существования на ней человечества.

Итак, хотя наследственность несколько влияет на характер, его силу и нравственность, немного сдвигая в одну или другую сторону склонности души и разума и предоставляя подходящее место для получения наград и наказаний, она не является причиной истинной натуры человека.

Все различия, как замечаемые у детей с рождения и еще больше проявляющиеся в характере взрослых, так и различия в национальном характере, прослеживаемые исторически — это результат долгого опыта, накопленного в течение многих жизней на земле.

Все они — результат собственной эволюции души. Наблюдение за одной короткой жизнью человека не дает возможности сделать вывод о его внутренней природе. Каждой душе нужен всевозможный опыт, и одна жизнь, даже при идеальных условиях, не может дать ей такой опыт.

Со стороны Всемогущего было бы безрассудством давать нам короткий срок для пребывания здесь и забирать как раз тогда, когда мы только начали видеть цель жизни и ее возможности. Эгоистичного желания человека избежать испытаний и наказаний недостаточно для того, чтобы отменить природные законы.

Поэтому душа должна перевоплощаться до тех пор, пока есть причины для этого и пока развитие характера (многообразием видов которого отличается человеческая природа) не достигло возможного предела, пока душа не прошла через каждый возможный опыт и не овладела всей доступной для неё истиной.

Если считать природу или Бога справедливыми, то огромное разнообразие в способностях людей заставляет нас принять доктрину перевоплощения и искать причину неравенства в прошлых жизнях Я.

Есть люди с ограниченными способностями, увечные, обиженные и ставшие жертвами кажущейся несправедливости, есть такие, у кого способности лимитированы обстоятельствами рождения или из-за отсутствия образования.

В то же время мы знаем необразованных, сумевших подняться выше семейных обстоятельств и образования, а рожденные в хороших семьях часто имеют очень ограниченные способности. Несчастья в нациях и семьях происходят скорее от недостатка способностей, чем по какой-либо другой причине.

Если мы рассмотрим исключительно расы дикарей, то несправедливость покажется нам огромной. Хотя у многих дикарей реальные способности мозга неплохие, они остаются дикарями из-за того, что Я в теле любого из них всё еще находится в неразвитом, варварском состоянии.

В противоположность этому есть много цивилизованных людей с небольшими мозговыми способностями. Их Я обязано своей цивилизацией тому, что оно имело долгий опыт существования в культурном обществе в прежних жизнях. Таким образом, более развитая душа способна использовать инструмент мозга в его наивысшем пределе.

Каждый чувствует и знает, что он индивидуальность, одно и то же Я, которое соединяет не только промежутки, создаваемые сном, но и те, которые следуют за временными изменениями в работе мозга по причине болезни или травмы. С начала и до конца жизни в нормальном человеке никогда не исчезает ощущение самого себя, и объяснить это можно только сохранением и вечным характером души.

Следовательно, с того времени, как мы помним себя — даже если у нас очень плохая память, — мы знаем, что наше Я никогда не покидает нас. Вышесказанное опровергает аргумент, что самоидентификация зависит от памяти, потому что если бы это было так, то нам нужно было бы начинать сначала каждый новый день.

Большинство людей не помнит прошлое в деталях, а некоторые вообще помнят очень мало, однако, часто можно видеть, что те, кто помнит меньше других, отождествляют себя той же уверенностью, как и остальные.

Рассмотрев жизнь со всем разнообразным опытом, возможным для человека, и её вероятную цель, нельзя не прийти к выводу, что для осуществления всего намеченного природой одной жизни недостаточно, не говоря уже о том, что сам человек хотел бы совершить.

Разнообразие опыта огромно, и человек обладает широким диапазоном скрытых способностей, которые могут быть развиты, если ему представится возможность. Беспредельные по широте и охвату знания лежат перед нами, особенно сейчас, когда правилом становятся специальные исследования.

Мы осознаем, что у нас есть высокие стремления, но нет времени достичь их во всей полноте. И в то же время огромная армия страстей и желаний, эгоистичных побуждений и амбиций до самой смерти воюет против нас и друг с другом.

Мы должны узнать их сущность, смирить, использовать, подчинить. Одной жизни для всего этого недостаточно. Предположение, что мы живем только одну жизнь на земле, имеем такие огромные возможности и не можем достичь совершенства, делает вселенную и жизнь гигантской и жестокой шуткой всесильного Бога.

Те, кто верит в создание душ, могут роптать на Бога за его превосходство в игре со слабым человеком, его созданием. Жизнь человека длится в лучшем случае 70 лет, а статистика уменьшает эту цифру до 40, и из этой малости значительную часть он проводит во сне, а ещё одна часть приходится на детство.

Очевидно, что в одной жизни совершенно невозможно достичь даже маленькой частицы намеченного для нас природой. Многие истины мы видим смутно, потому что жизнь не дает нам времени распознать их, и особенно из-за того, что человек всегда должен бороться, чтобы выжить.

У нас маленькие, недоразвитые или слабые способности, и в одной жизни это невозможно поправить. Мы также знаем, что у нас в потенции есть и другие способности, которые невозможно выявить в такой малый промежуток времени.

У нас есть более чем подозрение, что пространство истины гораздо больше, чем тот узкий круг, которым мы ограничены. Бессмысленно думать, что либо Бог, либо природа сконструировала наше тело только для того, чтобы мы страдали, ибо ничего другого нам здесь не остается.

Мы должны прийти к заключению, что к нашему нынешнему состоянию нас привела целая серия рождений, и мы должны возвращаться в этот мир снова и снова, чтобы получить нужные нам возможности.

Напрасно люди надеются, что смерти, как таковой, достаточно, чтобы у них развились способности или исчезли плохие тенденции и склонности. Если предположить, что, попав на небеса, мы сразу же получаем все знания и достигаем чистоты, тогда состояние после смерти сводится к одному уровню, а жизнь, со всем, чему она учит, лишается всякого смысла.

Некоторые церкви заявляют, что после смерти мы проходим школу обучения. Они беззастенчиво утверждают, что сами апостолы (о которых известно, что они не были людьми образованными) являются учителями этой школы.

Это абсурдно и лишено основания или разумного объяснения. Кроме того, если такое обучение предстоит, зачем нам вообще нужно жить?! Зачем, после всех страданий или ошибок, нас забирают оттуда, где совершались все наши действия?

Ответить на эти вопросы может только доктрина перевоплощения. Мы возвращаемся на землю, потому что здесь те, с кем мы совершали поступки; потому что это единственное подходящее место, где наказание и награда могут быть сбалансированы; потому что только на земле можно продолжать борьбу за совершенство, за развитие имеющихся у нас скрытых способностей и избавление от наших недостатков.

Справедливость по отношению к себе и другим требует этого, так как мы не можем жить только для себя, и было бы несправедливо, чтобы некоторые из нас сбежали, оставив других, участвовавших в жизни вместе с нами, провалиться в вечный ад.

Варварство, еще не исчезнувшее с лица земли, подъем и упадок народов и цивилизаций, полное уничтожение целых наций, — всё это требует объяснения, которое можно найти только в доктрине перевоплощения.

Верварство продолжает существовать, потому что всё еще есть Я , чей опыт настолько ограничен, что они остаются дикарями; они поднимутся выше в более развитые расы только тогда, когда будут к этому готовы.

Расы умирают, потому что Я получили в них весь опыт, который данная раса могла им дать. И потому существуют индейцы, готтентоты, жители острова Пасхи и другие расы, из которых ушли высокоразвитые Я.

И в то время как эти расы вымирают, другие души, которые в прошлом совсем не имели опыта цивилизации, вселяются в тела этих рас, используя их в целях получения такого опыта, какой они могут им дать.

Достигнув расцвета, раса не может внезапно исчезнуть — мы не знаем примеров этому. Однако наука не даёт этому объяснения — она просто констатирует факт, что нации приходят в упадок. Она не учитывает ни существование внутреннего человека, ни глубокие, тонкие и оккультные законы, которые, объединяясь, производят энергию, созидающую расу.

Теософия показывает, что на подъеме расы эта энергия постепенно становится всё более интенсивной и, таким образом, тел, характерных для этого типа расы, становится всё больше, хотя я не бывают принуждены населять эти тела дольше, чем продолжается соответствие их уровня развития уровню расы.

Потому приходит время, когда все Я составляющие расу, оставляют её, чтобы вселиться в другую, более подходящую для них физическую среду. Экономичность природы не позволяет физическому проявлению расы внезапно исчезнуть, поэтому, в порядке эволюционного развития, другие, менее совершенные Я вселяются в готовые формы и продолжают производство новых тел. Однако их количество неуклонно уменьшается в каждом следующем столетии.

Эти низкоразвитые Я неспособны поддерживать уровень энергии, оставленный им прежними Я, и в то время как новая группа Я получает столько опыта, сколько возможно, раса проходит через упадок и вымирает. Это объясняет явление так называемого вырождения рас.

Никакой другой теорией это явление невозможно объяснить. Иногда этнологи думают, что более цивилизованные расы уничтожают менее цивилизованные, но фактически это лишь следствие огромной разницы между я, населяющими тело старой расы, и энергией самого этого тела.

Женщины становятся бесплодными, что приводит к медленному, но неизменному превышению числа смертей над числом рождений. Китай находится в упадке, он переживает период застоя, предваряющий быстрое падение.

Великие цивилизации, подобные Египетской и Вавилонской, исчезли, потому что души, населявшие их, давно перевоплотились в великие нации завоевателей в Европе и на современном Американском континентах.

Как нации и расы они прошли полное перевоплощение и родились вновь для достижения целей, более великих и высоких чем когда-либо. Из всех старых рас только индийцы-арьи являются хранителями древней доктрины. Придет время, и они вновь возродятся, достигнув прежнего величия.

Появление гениев и великих мыслителей в семьях, совершенно лишенных таких способностей, а также исчезновение из семьи гениальных способностей, которые демонстрировал какой-либо из её предков, может найти объяснение только в доктрине перевоплощения.

Наполеон Первый появился в семье, совершенно не похожей на него силой характера и способностями. Его характер невозможно объяснить наследственностью. В своих воспоминаниях князь Талейран пишет, что Наполеон говорил, что в прежнем рождении он был Карлом Великим.

Только предположение, что он прожил долгий ряд жизней, неуклонно поднимаясь по пути эволюции или развивая свой ум, характер и способности, может дать нам слабый намек, почему он, или другой великий гений, вообще появляются среди людей.

Моцарт, будучи ребенком, уже мог сочинять аранжировки для оркестра. Это нельзя объяснить наследственностью, потому что такие вещи не естественны для ребенка. Умение писать партитуры — навык прививаемый, механический и зависящий от условных обозначений, тем не менее Моцарт знал эту науку без всякого обучения.

Как? Потому что он был перевоплотившимся музыкантом, с полученным от семьи музыкальным мозгом, который помог ему проявить его музыкальные знания. Но еще более впечатляющим является случай Слепого Тома.

Он был негром, и в его семье никто не умел играть на пианино, чтобы передать это знание по наследству. Однако у него были замечательные музыкальные способности и знание музыкальной клавиатуры современного пианино.

Существуют сотни подобных примеров среди многих вундеркиндов, которые появлялись на изумление миру. В Индии много случаев рождения мудрецов, в совершенстве знающих философию.

Во всех нациях, несомненно, можно найти подобные примеры. Воскрешенное в памяти знание также объясняет инстинкт, потому что инстинкт — это не что иное, как воспоминание физической и ментальной памяти.

Его можно наблюдать и у детей, и у животных, и это не более, чем результат прежнего опыта. И смотрим ли мы на новорожденное дитя, резко двигающее ручками для защиты, или на животное, чей инстинкт много сильнее, или на пчелу, строящую соты по правилам геометрии — всё это эффект перевоплощения, проявляющийся либо в уме, либо в физических клетках тела, потому что, как это уже было сказано ранее, ни один атом не лишен жизни, сознания и разума.

Случай Баха доказывает нам, что наследственность сама по себе ничего не значит, если Я не достигло определенного прогресса — ведь его гений не был передан по семейной линии.

Музыкальные способности постепенно затухали, пока вовсе не покинули эту семью. Это также справедливо в отношении идиотов или порочных детей у хороших, нравственных и высоко интеллектуальных родителей. Это случаи, где наследственность ничего не может изменить, если Я никудышное или дефективное.

И, наконец, что касается определенных врождённых идей, присущих всему человечеству. Старшие Братья и мудрецы, получившие свои знания и достигшие совершенства намного раньше, внедрили их в человеческий разум в самом начале его эволюции на этой планете.

Наука не дает объяснения врождённым идеям, ограничиваясь признанием факта их существования. В действительности массы я, связанные с эволюцией Земли, были обучены этим идеям, они были отпечатаны или выжжены в их натурах и потому никогда не забывались и следовали за Я через все их долгие странствия.

Часто считают, что единственной причиной для отрицания перевоплощения является предубеждение. Другой причиной этого может быть догма, возникающая от неспособности разума освободиться от пут и использовать свою силу.

Это одна из самых благородных доктрин, и в содружестве с учением о карме, которое мы рассмотрим в следующей главе, только она может дать основу для этики.

Нет сомнения, что основатель христианства принимал её как нечто разумеющееся, а её отсутствие в современной христианской религии является причиной существующей пропасти между этикой, на словах провозглашаемой христианскими нациями, и их действительной практикой, которая столь противоречит нравственности, которой учил Иисус.

 

 

Вы находите данную статью полезной или интересной? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими - просто нажмите на кнопки ниже:
Хочу получать новости
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *