Алиса А. Бейли «Сознание атома». ЛЕКЦИЯ III. Эволюция формы, или групповая эволюция(продолжение).

  Автор:
  1429

Обратимся к процессу инволюции. Это период, во время которого происходит ограничение жизни в форме, или оболочке, — длительный и медленный процесс, протекающий миллионы и миллионы лет. Этот огромный цикл проходят все виды жизни.

Это касается и жизни Солнечного Логоса, проявляющегося через Солнечную систему, и жизненного цикла планетарного Духа, проявляющегося через такую сферу, как наша планета Земля, и той жизни, которую мы называем человеческой; все они своей энергией вовлекают в этот процесс и ту мельчайшую жизнь, что функционирует в химическом атоме.

Это великий процесс становления, делающий возможным существование и само бытие. За этим периодом ограничения, всё более плотного заключения и всё более глубокого нисхождения в материю следует период адаптации, во время которого достигается тесная взаимосвязь между жизнью и формой и который сменяется периодом совершенствования этих внутренних взаимоотношений.

Форма при этом приходит в соответствие с жизненными потребностями и становится годной к использованию. А затем, по мере роста и расширения жизни в ней, происходит параллельная кристаллизация формы и она утрачивает своё значение как средство выражения. За периодом кристаллизации следует период распада. Ограничение, адаптация, использование, кристаллизация и распад составляют этапы, которые проходит жизнь сущности, или воплощённая идея того или иного масштаба, стремящаяся к выражению через материю.

Давайте посмотрим, как это происходит в связи с человеческим существом. Процесс ограничения особенно заметен на примере принятия физической формы и на примере тех начальных исполненных духа противоречия лет его жизни, когда человек полон желаний, устремлений и идеалов, которые, как ему кажется, невозможно до конца выразить или удовлетворить.

Далее следует период адаптации, когда человек начинает использовать то, что имеет, и выражать себя, насколько возможно, через мириады тех меньших жизней и интеллектов, что составляют его физическое, эмоциональное и умственное тела. Он активизирует свою тройственную форму и заставляет её выполнять его требования и осуществлять его замыслы, реализуя, таким образом, его жизненный план — во благо или во зло.

За этим следует этап, когда он использует свою форму, насколько позволяют его возможности, и достигает того, что мы называем зрелостью. Наконец, на последних стадиях жизни, форма кристаллизуется и человек осознаёт её неадекватность. А затем приходит счастливое освобождение, которое мы называем смертью, тот важный момент, когда «пленённый дух» ускользает из ограничивающих стен физической формы.

Наши взгляды на смерть ошибочны: мы считаем её самым ужасным и необратимым событием, тогда как на самом деле это великое избавление, переход к большей активности и освобождение жизни из закристаллизовавшейся оболочки и уже неадекватной формы.

Всё это относится ко всем формам, а не только к физическому телу человека. То же самое можно сказать и о формах правительств и религий, о формах научной и философской мысли. Весьма интересно наблюдать это в нынешнем цикле. Всё находится в состоянии постоянного изменения, меняется прежний порядок, и мы переживаем переходный период. Разрушаются старые формы во всех сферах мысли, но лишь для того, чтобы освободить породившую их жизнь, которая создаст для себя что-то лучшее и более адекватное.

Взять, хотя бы, старую форму христианства. Здесь во избежание недоразумений я должна сделать одну оговорку. Я не пытаюсь доказывать несовершенство самого духа христианства или ошибочность его испытанных и проверенных истин, а лишь хочу указать, что форма, через которую пытается выражать себя этот дух, уже исполнила своё предназначение и превратилась в ограничение.

Эти великие истины и фундаментальные идеи требуют более адекватного средства выражения. Христианским мыслителям в настоящее время нужно очень чётко отличать живые истины христианства от закристаллизовавшейся формы теологии. Христос дал животворный импульс. Он провозгласил эти великие и вечные истины и разослал их обретать форму и служить нуждам страждущего мира.

Они были заключены в форму, а затем последовал длительный период постепенного роста и утверждения этой формы (религиозных догм и доктрин). Прошли века, прежде чем форма и жизнь приспособились друг к другу и христианские идеалы стали выражаться посредством этой формы. Ныне же наступил период кристаллизации, и расширяющееся христианское сознание сталкивается с теологическими ограничениями.

Громоздкая структура догм и доктрин, выстроенная за многие века духовенством и богословами, неизбежно должна рухнуть, но для того только, чтобы заключённая в ней жизнь освободилась и создала для себя более совершенные средства выражения, которые позволят ей выполнить своё предназначение.

То же самое можно сказать и о различных школах мысли всего мира. Каждая из этих школ посредством той или иной специфической формы или ряда форм выражает некую идею. Здесь очень важно помнить, что тройственная жизнь за всеми формами, тем не менее, ЕДИНА, хотя средств выражения много и со временем они перестают отвечать её требованиям.

Но какова же цель бесконечного процесса создания форм и объединения меньших форм? Какова причина всего этого и зачем это нужно? Вне всяких сомнений, это нужно для развития качества, для расширения сознания, для развития способности осознавать, для роста способностей психэ, или души, и для эволюции интеллекта. В этом, несомненно, прослеживается постепенная реализация через Солнечную систему основной идеи, или цели, той великой Сущности, которую мы называем Логосом, или Богом. Это демонстрация Его психического качества, ибо Бог есть интеллектуальная Любовь, а также выполнение Его непреложного замысла, ибо Бог есть интеллектуальная, исполненная любви Воля.

Для всех градаций и типов атомов существует своя цель и свой замысел. Есть цель для химического атома, есть точка достижения для человеческого атома, человека, когда-нибудь реализует своё основное назначение планетарный атом и откроется великая Идея, которая лежит в основании Солнечной системы. Можно ли при кратком изучении вопроса ясно представить себе этот замысел? Быть может, нам удастся получить самое общее представление о нём, если мы подойдём к нему с надлежащим почтением и должной проницательностью, постоянно помня о том, что лишь невежественные могут догматизировать и лишь немудрые будут вдаваться в детали, когда речь идёт о таких сложных вещах.

Мы видели, например, что химический атом обладает интеллектом, проявляя признаки различающего ума и зачаточную способность выбирать. Это значит, что крохотная жизнь в атомной форме демонстрирует психическое качество. В разное время и на разных этапах атом встраивается в различные формы, всякий раз обретая что-то соответственно силе и жизни одушевляющей эту форму сущности, но сохраняет при этом свою однородность.

Возьмём, например, атом, участвующий в построении формы в минеральном царстве: он демонстрирует не только различающий и выбирающий ум, но и способность адаптироваться. В растительном царстве также отмечаются два эти качества, но есть и третье, которое можно назвать зачаточной чувствительностью. Изначальный интеллект атома что-то получил при переходе от формы к форме и от царства к царству.

Возросли его отзывчивость на контакт и общая осведомлённость. При обсуждении эволюции сознания мы рассмотрим это более подробно. Сегодня же я лишь хочу показать вам, что созданные из атомов формы растительного царства демонстрируют не только различающий интеллект и приспособляемость, но и чувствительность, или то, что в растительном царстве соответствует эмоциям, или чувствам, а ведь эмоции — это зачатки любви.

Формы животного царства помимо вышеперечисленных качеств обладают ещё и инстинктом, или тем, что когда-нибудь расцветёт в виде ума. И, наконец, человек, который демонстрирует все эти качества в гораздо большей степени, так как четвёртое царство представляет собой макрокосм для трёх меньших царств. Человек проявляет умственную активность, способен испытывать эмоции, или любовь, и обрёл ещё один фактор, фактор интеллектуальной воли. Он является Божеством собственной маленькой системы и обладает не только сознанием, но и самосознанием.

Подобно Логосу, он создаёт себе тело проявления, но только в меньших масштабах, и, подобно Логосу, контролирует свою маленькую систему с помощью великого закона притяжения и отталкивания. Он энергетизирует её и синтезирует свою тройственную природу в единое связное целое. Как и Логос, он — три в одном и один в трёх.

У каждого атома Солнечной системы есть будущее. Перед первичным атомом стоит грандиозная цель, и на протяжении эонов оживотворяющая этот атом жизнь будет проходить все царства природы, пока не достигнет своей цели в человеческом царстве.

Теперь мы можем продолжить эту мысль и поговорить о том великом Существе, которое является насыщающей жизнью планеты и удерживает все царства природы в Своём сознании. Разве не может Его интеллект, насыщающий совокупность всех групп и царств, быть целью для человека, человеческого атома? Возможно, с течением времени, сфера нынешнего понимания Планетарного Логоса станет и нашей, а Он, как и все великие Жизни, которые насыщают планеты Солнечной системы, достигнет тех отдалённейших рубежей сознания, в которых пребывает ныне то великое Существование, которое является насыщающей Жизнью Солнечной системы.

Ничто не мешает нам заключить, что среди различных степеней сознания, расширяющихся, например, от атома физика и химика до Логоса Солнечной системы, не существует пробелов, но происходит постепенное, без резких скачков, расширение и эволюция от одной формы разумного проявления к другой, и в каждой последующей форме жизнь постоянно обогащается в качестве путём накопления опыта.

Когда наше сознание свыкнется с этой мыслью, когда мы поймём, что в основе всего имеется цель и направление и ничто не происходит без участия сознательной воли какой-либо сущности, но всё направлено к определённой цели, мы получим ключ к пониманию самих себя и всего, что происходит в окружающем нас мире. Если, например, мы поймём, что сами создаём своё физическое тело и заботимся о нём, что сами контролируем свою эмоциональную природу и отвечаем за развитие своего интеллекта, если мы осознаем, что являемся энергетизирующим фактором в своих телах и что, когда мы покидаем эти тела, они разрушаются и распадаются, тогда, может быть, нам будет легче понять, что делает насыщающая Жизнь планеты, воздействующая через всевозможные формы (континенты, цивилизации, религии и организации) на Землю; мы поймём, что происходит на Луне, которая ныне представляет собой разлагающуюся форму; что происходит в Солнечной системе и что случится с ней, когда Логос покинет то, что является для Него лишь формой временного проявления.

Давайте теперь сделаем практические выводы из этих мыслей. Мы переживаем сейчас период крушения всех форм мысли, когда религиозная жизнь народов уже не такая, какой была прежде, и когда любые догмы и доктрины подвергаются критике. Рушатся многие старые формы научной мысли и сотрясаются основы старых философских теорий. Нам выпал жребий жить в один из труднейших периодов мировой истории, период, который характеризуется расколом наций, разрывом прежних отношений и связей и, по всей видимости, надвигающимся крушением цивилизации.

Мы должны ободрять себя тем, что всё это происходит потому, что заключающаяся внутри этих форм жизнь стала настолько сильной, что они превратились для неё в тюрьму и ограничение. Мы должны помнить, что этот переходный период сулит нам величайшие перспективы, когда-либо открывавшиеся перед миром. Не должно быть ни пессимизма, ни отчаяния, только глубокий оптимизм.

Многие сегодня пребывают в смятении из-за того, что колеблется фундамент и могут быть ниспровергнуты тщательно выстроенные структуры религиозной мысли, веры и философии, которыми они так дорожат. Наше беспокойство объясняется тем, что мы слишком поглощены формой и слишком увлечены своей тюрьмой. Однако если распад начался, то лишь для того, чтобы жизнь создала новые формы для своего дальнейшего развития. Разрушение в такой же степени является работой Бога, как и созидание, и великий бог разрушения должен разбить и уничтожить формы, чтобы сделать возможными работу строителя и более полное выражение духа.

Многим из нас эти идеи могут показаться необычными, фантастическими и неубедительными. Но, даже если это лишь гипотезы, они могут оказаться интересными и дать ключ к тайне. Мы видим, как рушатся цивилизации, как подрываются религиозные структуры, как убедительно критикуются философии и как содрогаются основы материализма. Но что же такое цивилизации, что такое религии и что такое великие расы?

Всего лишь формы, через которые стремится к выражению великая тройственная центральная Жизнь, которая насыщает нашу планету. Как мы выражаем себя через физическую, эмоциональную и ментальную природу, так и Она выражает Себя через все царства природы, нации, расы, религии, науку и философию, существующие в настоящее время. Поскольку Жизнь эта пульсирует в каждой части Своего существа, то мы, будучи клетками и атомами этого большего проявления, проходим вместе с ним все переходные периоды и переносимся вместе с ним с одной стадии на другую. С течением времени и по мере расширения нашего сознания мы будем всё больше и больше узнавать о плане этой Жизни по мере его осуществления и в конце концов сможем содействовать Ей в реализации Её сущностного замысла.

Итак, выделим основную мысль сегодняшней лекции. Давайте попытаемся осознать, что так называемой неорганической материи не существует и что каждый атом — это некая жизнь. Давайте осознаем, что все формы являются живыми и что каждая из них есть средство выражения заключённой в ней сущности. Давайте поймём, что это истинно и для совокупности всех форм. И тогда мы получим ключ к пониманию самих себя и, возможно, ключ к пониманию тайны Солнечной системы.

 

Вы находите данную статью полезной или интересной? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими - просто нажмите на кнопки ниже:
Хочу получать новости
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *