Алиса А. Бейли «Образование в Новом Веке»Глава I.Задачи нового образования.

  Автор:
  1380

Вступительные замечания.

Можно считать, что материал книги касается трёх различных аспектов одной общей темы, а именно новых будущих методов и идей в области образования.

Задача состоит в том, чтобы пролить свет на культурное раскрытие расы и обсудить следующий шаг, который должен быть предпринят в ментальном развитии человечества.

Обучение, если оно правильное, должно отталкиваться от методов прошлого и обеспечивать сферу для приложения усилий в настоящем, а также нести дальнейшее просвещение тем, кто преуспел или преуспевает в достижении указанных целей. Должно быть обозначено духовное будущее. Сейчас требуется именно это.

Слово “духовный” не имеет отношения к так называемым религиозным делам.

Всякая активность, которая ведёт человеческое существо вперёд к каким-либо формам развития — физического, эмоционального, ментального, интуитивного или общественного, — если она его продвигает по сравнению с его теперешним состоянием, по существу духовна и указывает на жизнеспособность внутренней божественной сущности.

Дух человека бессмертен; он вечно пребывает, прогрессируя от точки к точке и от ступени к ступени по Пути Эволюции, раскрывая неуклонно и последовательно божественные атрибуты и аспекты.

Три пункта общей темы следующие:

1. Техника обучения в будущем.

2. Наука Антахкараны. Она описывает способ устранения существующего в человеческом сознании разрыва между миром обычного человеческого опыта, тройственным миром физическо-эмоционально-ментального функционирования и высшими уровнями так называемого духовного развития, а именно миром идей, интуитивного восприятия, духовного прозрения и понимания.

3. Методы постройки Антахкараны. Они ведут к преодолению ограничений — физических или психологических, — которые препятствуют свободному выражению человеком своей внутренней божественности. Пока мы можем только подготовить почву для третьего пункта, поскольку этот предмет включает в себя продвинутые медитативные практики, к которым следует подходить постепенно. Медитация рассматривалась мной в других книгах.

Можно спросить, к чему тратить время на рассмотрение того, что является пока делом будущего? Отвечу тем, что напомню: “Как человек помышляет, таков он и есть”.

Это трюизм и банальность оккультизма. Поэтому то, что верно для индивидуума, верно и для группы, и как группа мыслит, так она в конечном счёте и реагирует.

Когда групповые мысле-волны проникают в ментальную атмосферу человечества, люди получают впечатления, и новые пути жизни и развития утверждаются легче. Сейчас я стремлюсь лишь вкратце сообщить вам некоторые общие идеи, которые покажут ход моей мысли и цель, которую я имею в виду.

Наверно проще всего это сделать, если сформулировать определённые утверждения, которые представляют интерес и могут принести просветление.

I. Образование вплоть до настоящего времени занималось искусством обобщения истории прошлого и прошлых достижений во всех областях человеческой мысли и излагало накопленное человеческое знание. Оно имело дело с формами науки, которые развились в прошлом. Оно прежде всего смотрит назад, а не вперёд. Однако напоминаю: это обобщение, и имеется много небольших, но весомых исключений из правила.

II. Образование касалось главным образом организации низшего ума, и развитость ребёнка в значительной степени оценивалась его реакцией на накопленную информацию (если говорить об образовании), на сопоставляемые и собираемые сведения, последовательно выдаваемые, усваиваемые и систематизируемые так, чтобы оснащение ребёнка позволяло ему воспринимать информацию от других людей.

III. Образование до сих пор главным образом тренировало память, хотя уже возникает осознание того, что данная установка теперь неуместна. Ребёнку приходилось усваивать факты которые раса считает правильными, поскольку проверила их в прошлом и полагает адекватными.

Но в каждом веке критерий адекватности разный. Век Рыб учил соответствовать почувствованному идеалу. Поэтому наша история отражает методы, посредством которых племена достигали статуса наций в ходе агрессии, войны и завоеваний. Последние были показателями расового достижения.

География основывалась на сходной реакции на идею экспансии; из неё ребёнок узнаёт, как люди, руководимые экономическими и иными потребностями, захватывали территории и осваивали земли.

Что тоже считалось, и вполне справедливо, расовым достижением. В различных отраслях науки также господствует установка на завоевание территорий, это опять-таки провозглашается расовым достижением.

Завоевания науки, завоевания наций и завоевания территории — все они указывают на метод Рыб с его идеализмом, его воинственностью и его обособленностью во всех областях — религиозной, политической и экономической. Но век синтеза, включения и понимания близок, и новому образованию Века Водолея пора очень мягко насыщать человеческую ауру.

IV. Образование — нечто большее, чем тренировка памяти, и большее, чем информирование ребёнка или учащегося о прошлом с его достижениями. Эти факторы имеют своё место, прошлое надо понимать и изучать, ибо из него должно вырасти новое: его цветок и плод.

Образование больше, чем исследование предмета и формирование соответствующих заключений, ведущих к построению гипотез, которые в свою очередь ведут к дальнейшим исследованиям и заключениям.

Образование больше, чем искренняя попытка научить ребёнка или взрослого быть хорошим гражданином, разумным родителем, а не бременем для государства. У него гораздо более широкое предназначение, чем сформировать человеческое существо, состоятельное в коммерческом отношении.

У образования иные задачи, нежели сделать жизнь приятной и оснастить мужчин и женщин культурой, которая позволила бы им с интересом взирать на всё, что происходит в трёх мирах человеческих дел. Оно всё это охватывает, но должно быть и чем-то намного большим.

V. Образование, с точки зрения человеческого развития, имеет три главные задачи:

Во-первых, как уловили многие, оно должно делать человека здравомыслящим гражданином, мудрым родителем и контролируемой личностью; оно должно позволить ему играть свою роль в мировой работе, научить его проявлять миролюбие, сочувствие и жить в гармонии со своими ближними.

Во-вторых, оно должно позволить ему устранить разрыв между различными аспектами собственной ментальной природы, — и именно на этом делается главный акцент в инструкциях, которые я намерен вам дать.

В эзотерической философии нас, как известно, учат, что на ментальном плане имеются три аспекта ума, или того мыслящего создания, которое мы называем человеком. Эти три аспекта составляют самую важную часть его природы:

Обеспечить выравнивание между умом и мозгом через правильное понимание внутреннего состава человека, в частности, эфирного тела и силовых центров.

Выстроить, или сконструировать мост между мозгом-умом-душой, тем самым сформировав интегрированную личность, которая является неуклонно развивающимся выражением обитающей внутри нее души.

Выстроить мост между низшим умом, душой и высшим умом, чтобы просветление личности стало возможным.
Можно называть эти три аспекта:

  • Воспринимающий ум, тот, с которым имеют дело психологи.
  • Индивидуализированный ум, Сын Ума.
  • Просветляющий ум, высший ум.

В-третьих, должен быть устранен разрыв между низшим умом и душой; и достаточно любопытно, что человечество всегда это понимало, рассуждая в категориях “достижения единства”, или “обеспечения единения”, или “осуществления выравнивания”. Всё это попытки выразить эту интуитивно понимаемую истину.

VI. Образование в новом веке должно заниматься и устранением разрыва между тремя аспектами природы ума: между душой и низшим умом, тем самым обеспечивая единение между душой и личностью; между низшим умом, душой и высшим умом.

К этому раса сейчас готова, и впервые в эволюции человечества работа построения этого моста может двигаться вперёд сравнительно в широких масштабах. Об этом мне не нужно распространяться, поскольку это касается технических сторон Древней Мудрости, о которых я уже многое изложил в прочих книгах.

VII. Образование, таким образом, является Наукой Антахкараны. Наука эта, да и сам термин есть эзотерический способ выразить истину о необходимости построения моста.

Антахкарана — это мост, который выстраивает человек — посредством медитации, понимания и магической творческой работы души — между тремя аспектами природы своего ума.

Поэтому первостепенными задачами будущего образования станут:

Обеспечить выравнивание между умом и мозгом через правильное понимание внутреннего состава человека, в частности, эфирного тела и силовых центров.

Выстроить, или сконструировать мост между мозгом-умом-душой, тем самым сформировав интегрированную личность, которая является неуклонно развивающимся выражением обитающей внутри нее души.

Выстроить мост между низшим умом, душой и высшим умом, чтобы просветление личности стало возможным.

VIII. Таким образом, истинное образование — это наука соединения составных частей человека, потом интеграции его со своим непосредственным окружением и, наконец, с большим целым, в котором ему приходится играть свою роль.

Каждый аспект, который считается низшим, всегда может быть простым выражением вышестоящего аспекта. В этой фразе я выразил фундаментальную истину, в которой не только сформулирована задача, но и указана проблема всех, кто заинтересован в образовании.

Проблема состоит в том, чтобы правильно оценить центр, или фокус, человеческого внимания и заметить, где именно сознание преимущественно центрировано. Тогда его следует тренировать таким образом, чтобы стало возможным перемещение его фокуса в высший проводник.

Можно выразить эту идею и по-иному: проводник, имеющий, по-видимому, первостепенное значение, может и должен стать вторичным, превращаясь всего лишь в инструмент того, что выше.

Если астральное (эмоциональное) тело — центр личностной жизни, то задача процесса обучения субъекта в том, чтобы сделать умственную природу доминирующим фактором; тогда астральное тело становится телом, которое получает впечатления и чувствительно к окружающим условиям, но находится под контролем ума.

Если центр внимания личности – ум, то должна полнее проявляться активность души. И так всё дальше и дальше движется работа, от ступени к ступени совершается прогресс, пока не будет достигнута вершина лестницы.

Попутно отметим: все наши рассуждения об уме и необходимой постройке моста — лишь практическая демонстрация истинности оккультного афоризма: “Прежде чем человек сможет ступать по Пути, он сам должен стать этим Путем”.

Антахкарана символически есть Путь. Вот один из парадоксов эзотерической науки. Шаг за шагом, ступень за ступенью строим мы этот Путь, подобно тому как паук плетет свою нить.

Эту “дорогу обратно” мы извлекаем из себя – это та же Дорога, которую мы находим и по которой ступаем.

 

Вы находите данную статью полезной или интересной? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими - просто нажмите на кнопки ниже:
Хочу получать новости
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *