ПСИХИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ И СПИРИТИЗМ.
Проводимые в Европе, Америке и во многих других местах опыты в области так называемого спиритуализма занимают важное место в истории изучения физических феноменов. Никогда еще ни одно слово не применялось так неправильно, как слово «спиритуализм», которым обозначают культ, распространившийся в Европе и Америке.
Я намеренно подчеркиваю, что ничего духовного в этом культе нет. Учения, данные в предыдущих главах как раз и есть учения истинного спиритуализма (или духовности), тогда как неправильно названная деятельность современных медиумов и спиритов — это поклонение мёртвым, что раньше называлось некромантией и всегда запрещалось духовными учителями.
Представляя собой грубую материализацию духовной идеи, спиритизм имеет дело больше с материей, чем с ее противоположностью. Некоторые предполагают, что культ зародился около сорока лет назад в Америке, в городе Рочестер, штат Нью-Йорк, под руководством сестер Фокс, но он был известен еще в Сэлеме, во времена охоты на ведьм.
В Европе сто лет назад практиковалось то же самое, наблюдались подобные явления, появлялись медиумы и проводились сеансы. Много веков назад эта практика была хорошо известна в Индии, где она носила более подходящее название «поклонение бхутам», и представляла собой попытку связаться с «дьяволами», или астральными остатками умерших людей.
У нас она должна носить такое же название, потому что таким путем возбуждается грубая, дьявольская, или земная часть человека, так к ней взывают и с ней общаются. Однако игнорировать факты, которые демонстрировались культом в течение сорока лет, нельзя — они требуют хотя бы короткого исследования, и все вдумчивые теософы должны их признать.
Объяснения и выводы, сделанные теософией на основании этих фактов, совершенно отличны от тех, которые дает им рядовой спирит. Сами спириты в своей литературе не развили философии, и ничто, кроме теософии, не может дать истинного объяснения. Она указывает на ошибки, раскрывает опасность спиритизма и дает предложения для исправления существующего положения.
Поскольку очевидно, что ясновидение, яснослышание, передача мыслей, пророчество, сны и видения, левитация, привидения — это феномены, известные человеку с незапамятных времен, то в связи со спиритизмом особо необходимо объяснить те из них, которые имеют отношение к связи с душами покинувших этот мир людей, а также касающиеся духов, принадлежащим другим сферам и не имеющим на земле физического тела.
Кроме того, некоторого внимания заслуживает вопрос материализации форм на сеансах. Разнообразные контакты включают: разговор в состоянии транса, грифельное (феномен заключается в писании на грифельной доске, которая закрыта другой доской так, что грифель находится между досками) и другие виды письма, голос, звучащий в воздухе без видимого источника, речь, произносимая через вокальные органы медиума, и материализация написанного текста из воздуха.
Связываются ли медиумы с духами умерших? Видят ли наши умершие друзья ту жизнь, которую они покинули, и возвращаются ли они, иногда, чтобы поговорить с нами?
Ответы на эти вопросы даны в предшествующих главах книги. Те, кто ушли, не видят нас здесь. Они свободны от невероятно острой боли, которую могло бы причинить им такое видение. Иногда чистый умом медиум, не взимающий деньги за свои услуги, может, в состоянии транса, подняться к душе умершего и запомнить небольшие фрагменты того, что слышал на том уровне, но это бывает редко.
Порой проходят десятилетия, пока какой-нибудь высокий дух на мгновение может вернуться и, безошибочно выбрав средство, связаться с простыми смертными. В момент смерти душа может говорить с кем-то из земных друзей, прежде чем дверь закроется окончательно.
Но массовые контакты, проводимые, как утверждают, день за днем через медиумов, на самом деле исходят от лишенных души остатков людей, или во многих случаях целиком производятся, изобретаются, компилируются и выявляются астральным телом живого медиума, слабо соединённым с физическим телом.
Существует несколько возражений против теории, говорящей о том, что духи мертвых могут установить связь с живущими. Вот некоторые из них:
I. Духи никогда не сообщали никаких законов, управляющих феноменами, за исключением нескольких случаев, где выдвигалась теософическая теория, которую культ не принял. А так как эти случаи разрушили бы структуры, подобные тем, которые воздвиг А. Дж. Дэвис, то эти конкретные духи вышли из доверия.
II. Духи не могут прийти к согласию между собой, они по-разному описывают посмертное состояние человека. Их мнения варьируются от медиума к медиуму, а также в соответствии с тем, во что, как полагают, умерший верил при жизни. Один дух принимает теорию перевоплощения, другой отрицает её.
III. Духи не предлагают никаких открытий в истории, антропологии или других важных вопросах, и, кажется, знают об этом меньше, чем живущие люди. Утверждая, что жили в древних цивилизациях, духи либо проявляют глубокую невежественность в данном вопросе, либо просто повторяют недавно опубликованные открытия.
IV. В течение этих сорока лет от духов не получено никакого разумного объяснения феноменов, ими ничего не сделано для развития медиумизма. Делались заявления, что через медиумов говорят великие философы, но всё ими сказанное было чушью или простейшими банальностями.
V. Осужденные за обман или попавшиеся на трюках медиумы страдают физически и морально, но ведущие и контролирующие их духи не вмешиваются и не пытаются предотвратить неприятности или спасти их.
VI. Признано, что духи-руководители обманывают и подстрекают медиумов к мошенничеству.
VII. Из всего, что заявлялось о духах, совершенно ясно, что их убеждения и философия, если такие у них есть, меняются от медиума к медиуму и в зависимости от последних достижений мысли живущих спиритов.
В силу вышесказанного и многого другого, что могло бы быть представлено в поддержку этого заявления, ученые с материалистическими взглядами всё более укрепляются в своих насмешках над спиритизмом, а теософ приходит к заключению, что если с какими-то сущностями спириты и сообщаются, то они не являются человеческими духами, и объяснение всему, происходящему на сеансах, надо искать в каких-то других теориях.
Материализация из воздуха форм, независимых от физического тела медиума, является фактом. Но это не дух. Как прекрасно сказал один из не слишком любимых спиритизмом «духов», один из способов производства такого феномена — это скопление массы электрических и магнитных частичек, на которые собирается материя и принимает форму образа, отраженного из астральной сферы. Это всё, ничего другого здесь нет.
Это в той же мере обман, как и подделки из масок и муслина. А как это достигается — уже другое дело. Духи не способны сказать, но в предыдущих главах была сделана попытка показать, с помощью каких методов и инструментов этого можно достичь.
Второй способ — это использование астрального тела медиума. В этом случае астральная форма выдвигается с одной из сторон медиума, постепенно собирает на себя частички, извлеченные из воздуха и из тел других людей, присутствующих на сеансе, до тех пор, пока она не становится видимой.
Иногда эта сущность напоминает медиума, в других случаях у нее другая внешность. Почти в каждом случае в помещении должен быть тусклый свет, потому что яркий свет мог бы привести астральную субстанцию в сильное возбуждение и сделать выделение трудным.
Некоторые из так называемых материализаций представляют собой чистое посмешище, так как они — всего лишь плоские пластины электрической и магнитной субстанции, на которые отражаются картины из астрального света. Кажется, что видны лица мертвых, но на самом деле это только иллюзорные картины.
Тому, кто хочет понять психические явления, встречающиеся в истории спиритизма, необходимо знать и признавать следующее:
I. Через свои физическое и астральное тела, а также свою душу, человек получает в наследство астральные, духовные и физические способности и становится существом, которое знает, размышляет, чувствует и действует.
II. Нужно знать природу ума, его действие и способности; природу и силу воображения; продолжительность и эффект впечатлений. Наиболее важной в этом является устойчивость впечатления — как самого небольшого, так и самого глубокого. Каждое впечатление производит картину в ауре индивидуума, что ведет к установлению связи между аурами друзей и родных — старых, новых, близких, и даже далеких, в некоторой степени. Это дает ясновидящему большую область для наблюдения.
III. Нужно знать природу, размеры, функции и силу внутренних астральных органов человека и способностей, относящихся к астральному телу и каме. Состояние транса или сон не мешают им функционировать; их действие у медиума, напротив, усиливается, если он в трансе. В то же время действия астральных органов не свободно, они направляются либо массовым потоком мыслей участников сеанса, либо чьей-то преобладающей волей, либо «чёртом», действующим за сценой. Если на сеансе присутствует ученый, то его скептически настроенный ум может полностью воспрепятствовать силам медиума тем, что называется процессом замораживания, для описания которого нет адекватных английских слов.
IV. Следует знать удел истинного человека после смерти, его состояние, способности и деятельность в этом положении, а также его отношения, если таковые есть, с теми, кто остался здесь.
V. Посредник между умом и телом, астральное тело, во время смерти отделяется от физического тела и постепенно исчезает в астральном свете, а истинный человек переходит в дэвачан.
VI. Нужно знать существование, природу, силу и функции астрального света как регистратора природы. Он содержит, сохраняет и отражает картины всего, что происходит с каждым, каждую мысль, всё, что пронизывает наш земной шар и атмосферу вокруг него. Передача вибраций сквозь него происходит практически мгновенно, поскольку частота вибраций астрального света много выше электрических вибраций, с которыми мы знакомы сейчас.
VII. Следует знать о существовании в астральном свете сущностей, у которых нет тел, похожих на наше, и не являющихся человеческими по своей природе. У них есть свои собственные силы, способности и сознание. В их число входят элементалы или эльфы, разделяющиеся на много категорий и участвующие в каждой операции природы и в каждом движении человеческого разума.* Эти элементалы действуют на сеансах автоматически, каждый в своей области: один класс представляет картины, другой производит звуки, третий деполяризует предметы с целью их перемещения. Вместе с ними эту астральную сферу населяют люди без душ. Одним из приписываемых им феноменов является «самостоятельный голос», всегда звучащий как из бочки, благодаря тому, что он исходит из пустой оболочки, душа которой обитает далеко, в другом месте. Спириты не замечают этой особенности или не придают ей важности, в то время как для оккультистов специфический «тембр» голоса очень показателен
VIII. Существование и действие оккультных законов и сил, которые могут быть использованы с целью производства необычного феномена на физическом плане природы. Человек может привести их в действие подсознательно. Ими, сознательно или бессознательно, также оперируют элементалы. Действие многих из этих оккультных законов происходят автоматически, подобно тому, как под влиянием сильного холода вода замерзает или лед тает при нагревании.
IХ. Астральное тело медиума, обладающее свойствами астральной субстанции, может выделяться из физического тела и действовать самостоятельно. Иногда оно может также выдвигать из физического тела астральные кисть руки, руку или ногу и с их помощью двигать предметы, писать письмо, касаться тела и многое другое. Человек может думать, что к нему касаются, либо что он слышит звуки, между тем это происходит по причине того, что его внешние органы чувств получили сигнал от мозга, переданный тому астральным телом, в котором были вызваны эти ощущения.
Медиумизм полон опасностей, поскольку в настоящее время астральное тело нормально функционирует только совместно с физическим телом. В будущем оно будет функционировать самостоятельно, подобно тому, как это происходило в очень отдаленном прошлом.
Стать медиумом значит полностью физиологически расстроить свой организм и свою нервную систему, поскольку через нее осуществляется связь между астральным и физическим мирами. В тот момент, когда открывается дверь в астральный мир, через нее могут войти всевозможные неизвестные силы.
Наиболее грубая часть нашей природы действует на плане, на котором мы находимся сейчас, поэтому ее влияние на нас самое сильное. Низшая природа первой подвергается влиянию и возбуждается, потому что на неё воздействуют силы, исходящие из этой самой части нашей природы. Таким образом, мы оставлены на милость отвратительных мыслей всех людей и можем стать объектом влияния оболочек из камалоки.
Если к этому добавить получение денег за использование медиумических способностей, то возникает дополнительная опасность, поскольку всё духовное и относящиеся к астральному миру не должно продаваться. В этом последнем заключается страшная болезнь американского «спиритуализма», который унизил и деградировал историю всего спиритизма. Нельзя ожидать хороших результатов, пока не прекратится подобная практика. Те, кто хотят услышать правду из другого мира, должны посвятить себя истине и выбросить все мысли о деньгах из своего сознания.
Пытаться приобрести психические силы с эгоистическими намерениями или в целях простого любопытства тоже очень опасно по той же причине, что и занятие медиумизмом за деньги. А так как современная цивилизация до предела эгоистична и построена на принципах личной заинтересованности, способы развития таких способностей в нужном направлении еще не открыты людям.
Но Учителя Мудрости говорят, что прежде чем развивать другие стороны своей природы, главное для людей — изучать философию и практиковать в жизни этику. Их осуждение массового развития медиумов поддерживает сама история спиритизма, длинная история краха медиумов по всем направлениям.
Таким же неподходящим способом действует наука, которая, не имея понятия об истинной природе человека, экспериментирует в области гипноза. Для удовлетворения исследователей участникам экспериментов наносится урон и бесчестье на всю жизнь, они подвергаются различным испытаниям, которые, не будь под действием гипноза, они никогда бы не согласились выполнять.
Для Ложи Учителей безразлична наука, не заботящаяся об улучшении нравственного и физического состояния человека, и она не получит помощь Ложи до тех пор, пока ее отношение к жизни и человеку не станет нравственным и духовным. Это главная причина осуществления реформ в области морали и философии теми, кто обладает знаниями о физическом мире, его жителях и управляющих ими законах. Только затем более серьезное внимание будет уделено странным и привлекательным феноменам, которые доступны человеку благодаря его внутренним силам.
В настоящее время цикл заканчивает свой бег на этот век. Сейчас, как и век назад, действующие в нем силы слабеют. Поэтому количество и объем спиритических феноменов уменьшается. Ложа надеется, что когда начнет подниматься следующая волна цикла, Запад уже получит некоторые верные знания в области истинной философии и природы, и тогда будет готов вынести чуть больший подъём завесы. Цель этой книги — помочь прогрессу человечества в этом направлении, и потому она предлагается читателям всего мира.
Перевод Лоры Лещинер под редакцией K. Z.
__
На страницах этой книги сделана попытка представить теософию так, чтобы она была понятна рядовому читателю. Смелые заявления, сделанные автором, основаны на его знаниях. Тон убежденности, которым проникнуты главы этой книги, не имеет ничего общего с догматизмом или самомнением. Эта убеждённость основана на знаниях, подтвержденных свидетельствами и опытом.
В этой книге автор не претендует на провозглашение новых идей, его собственных или им открытых. В ней представлены только те знания, которые он получил от своих учителей.
______