КАМАЛОКА.
Сделав общий обзор всего поля эволюции вещей и существ, давайте теперь рассмотрим состояния человека после смерти тела и до рождения. Сразу возникают вопросы: существуют ли рай и ад и что это такое? Это состояние или место? Существует ли в космосе такое местоположение, где мы можем их обнаружить, куда мы могли бы уйти или откуда мы пришли?
Мы должны вернуться к рассмотренному нами четвертому принципу конституции человека, называемому на языке санскрит кама, или по-английски — страсти и желания. Зная, что было сказано об этом принципе, а также положение теософического учения об астральном теле и астральном свете, будет легче понять, что говорит учение о двух состояниях, ante (до) и post mortem (посмертном).
В соответствии с хронологическим порядком, после освобождения от тела, сначала мы попадаем в камалоку — или на план желания, после чего высшие принципы, истинный человек, впадает в состояние дэвачана. После рассмотрения происходящего в камалоке нам будет легче изучать вопрос о дэвачане.
После того, как тело стало бездыханным, и мы говорим, что человек умер, на самом деле, это только начало смерти, которая продолжается на других планах. Когда остов человека становится холодным и глаза его закрыты, все силы тела и разума устремляются через мозг сериями картин только что закончившейся жизни, которые неизгладимо запечатлены во внутреннем человеке — не только в общих контурах, но и в самых мелких деталях и мимолетных впечатлениях.
В этот момент, хотя все признаки заставляют врача констатировать смерть, и человек во всех отношениях уже мертв для земной жизни, истинный человек занимается мозгом, и пока его работа там не будет завершена, человек окончательно не уходит из жизни.
Когда эта важная работа закончена, астральное тело отделилось от физического, а жизненная энергия удалилась, оставшиеся пять принципов попадают на план камалоки.
В связи со смертью происходит естественное разделение человека на три части:
Первая, видимое тело со всеми его элементами, остаётся для дальнейшего разрушения на земле, где всё то, что было соединено в свое время, распадётся и попадет в различные отделы физической природы.
Вторая, камарупа, состоящая из астрального тела, а также страстей и желаний, сейчас же начинает распадаться на части на астральном плане.
Третья, истинный человек — верхняя триада Атма-буддхи-манас, бессмертная, но находящаяся вне земных условий, не имея тела, начинает свое существование в дэвачане, где действует исключительно как ум, облаченный в очень прозрачное одеяние, которое он сбросит, когда придет время возвращения на землю.
Камалока — место желаний — это астральный мир, пронизывающий и окружающий Землю, который находится на Земле, в Земле и простирается на определенном расстоянии от неё. Но законы, которым подчиняется камалока, другие, чем те, что действуют на земле, а существа, обитающие там, находятся в условиях пространства и времени, отличных от наших.
Это метафизическое состояние, хотя его метафизика относится к астральному плану. Он называется планом желаний, потому что соотносится с четвертым принципом человека, и его управляющей силой является желание, лишенное интеллекта и оторванное от него.
Эта астральная сфера является промежуточной между земной и небесной жизнью. Нет сомнения, что отсюда произошла христианская теория чистилища, согласно которой душа получает там наказания за совершенное зло, и откуда она может быть освобождена молитвами и с помощью других церемоний или пожертвований.
Основанием для этого религиозного предрассудка служит то, что душа может быть удержана в камалоке огромной силой неудовлетворенного желания и не может освободиться от астрального и камического своего одеяния, пока это желание не будет удовлетворено кем-то на земле или собственными усилиями души.
Но если человек чист и у него высокие стремления, распределение принципов по планам вскоре завершается, что позволяет высшей триаде последовать в дэвачан. Будучи сферой сугубо астральной, камалока причастна природе астральной материи, которая по сути земная и демоническая, и действующие в ней силы не управляются душой и совестью.
Это как бы яма для отходов огромной жизненной топки, которую природа создала для выброса тех элементов, которым нет места в дэвачане. Многообразие отходов приводит к тому, что астральный мир подразделяется на множество разных подпланов, о каждом из которых было известно древним.
Санскритское слово лока служит для обозначения этих подпланов, или — в метафизическом смысле — мест. Человеческая жизнь очень многообразна по характеру и другим потенциям, и потому, после смерти тела, каждому из этих проявлений находится соответствующее место в камалоке.
В жизни различия между людьми усредняются, некоторые различия не могут проявиться из-за подобия тел и наследственности; но в камалоке отсутствие тела полностью освобождает все скрытые страсти и желания, и потому состояния здесь куда больше разнятся, чем на плане земной жизни.
Такое многообразие вытекает не только из необходимости обеспечить все природные разновидности и отличия, которые являются естественным результатом мыслей живущих, но также и того, как люди умирают и каковы последние мысли умирающих на земле. Об этом должно быть сказано отдельно. Рассмотрение особенностей всех этих степеней не входит в задачу этой книги, поскольку нужны тома, что бы описать их, и только немногие смогут их понять.
Имея дело с камалокой, мы не можем не обратиться к четвертому принципу конституции человека, каме, и не рассмотреть конфликт между взглядами древних и современными идеями и учениями, касающимися желаний и страстей. В основном сейчас полагают, что желания и страсти — это врождённые склонности человека, и для рядового исследователя они представляют собой нечто туманное и нереальное.
Но согласно нашей системе философии они не наследуются человеком, и вообще не присущи телу как таковому. Пока человек живет в мире страстей и желаний, этот принцип, кама, не имеет самостоятельной жизни в отдельности от астрального и внутренного человека, будучи, можно сказать, рассеян во всем его существе.
Но когда после смерти страсти и желания соединяются с астральным телом, образуя некую сущность со своим собственным сроком «жизни», хотя и лишённую души, возникают очень важные вопросы. В течение жизни страсти и желания направляются умом и душой, поэтому, пока мы живем, мы ответственны за них и их последствия.
Но и после ухода из этой жизни мы всё еще ответственны за них, хотя они продолжают существовать какое-то время и оказывать свое воздействие в другом виде, в качестве ранее описанной нами сущности, которая действует без нашего прямого руководства и влияния.
Вышесказанное явно дает представление о продолжающейся ответственности за страсти и желания, которые хорошо известны в восточной философии как часть скандх, из которых состоит человек. Тело — это одна группа скандх, астральный человек — другая, принцип кама — еще одна группа, и есть ещё много других, относящихся к другим частям конституции человека.
Кама — одна из самых активных и важных скандх, оказывающих влияние на следующие рождения и ведущих ко всему разнообразию жизни и обстоятельств в них. Они создаются изо дня в день в соответствии с законом, согласно которому каждая мысль немедленно соединяется с одной из элементальных сил природы, становясь этаким существом, длительность существования которого зависит от силы породившей его мысли, и неразрывно связанным с тем, кто дал ему жизнь.
Нет способа избежать этого, и всё, что мы можем сделать — это иметь мысли высшего качества, ведь даже высшие из Учителей не являются исключениями из этого закона, только они населяют свой пространственный ток существами, наделёнными лишь силой, направленной к благу.
Итак, масса желаний и мыслей существует в камалоке до тех пор, пока не закончится процесс их дезинтеграции. После окончания процесса распада остается только сущность скандх, неразрывно соединенная с индивидуальностью, которой они принадлежат, и которая развила их.
Избавиться от них не проще, чем разрушить вселенную. Они остаются в таком состоянии до выхода существа из дэвачана, после чего, в соответствии с законом магнитного притяжения, они немедленно привлекаются к нему и используются как зародыши или основа для группы скандх, предназначенных для новой жизни.
Таким образом, камалока отличается от материального плана существованием там неконтролируемых и неуправляемых масс страстей и желаний. Но земная жизнь — это тоже камалока, поскольку она в значительной мере тоже управляется принципом кама, и она останется такой до того далекого времени в процессе эволюции, когда в расах людей разовьются пятый и шестой принципы, что позволит изгнать каму в ее собственную сферу и освободить жизнь на земле от ее влияния.
Астральное тело в камалоке — это просто оболочка, лишенная души и разума, не имеющая сознания и не способная к действию, если не будет оживлена внешними силами. У нее есть нечто подобное животному или автоматическому сознанию, которым она обязана недавней связи с человеческим я.
Ведь согласно рассмотренному в одной из предыдущих глав принципу, каждый атом, из которых человек состоит, имеет свою собственную память, продолжительность которой пропорциональна силе оставленного впечатления. У человека очень материального, грубого или эгоистичного эта сила действует дольше, чем в любом другом случае.
Следовательно, в таком случае автоматическое сознание будет более определённым и станет сбивать с толку того, кто, не зная, занимается некромантией. Чисто астральная часть оболочки содержит и хранит информацию обо всем, что когда-либо происходило в жизни человека, потому что одним из свойств астральной субстанции является способность абсорбировать все сцены и картины, сохранять впечатления всех мыслей и выдавать их рефлекторно, когда создаются подходящие условия.
Если бы такая астральная оболочка, которую каждый человек сбрасывает после смерти, не была лишена всех высших направляющих принципов, она представляла бы собой опасность для всех и во всех случаях, за исключением одного, который следует упомянуть. Но поскольку это не так, то оболочка безвольно колышется и плывет с места на место, ведомая только тем, что привлекает ее в астральном и магнитном полях.
Истинный человек, называемый некоторыми «духом», может общаться с нами сразу же после смерти в течение очень коротких мгновений. После этого душа не имеет с землей ничего общего до следующего воплощения. То же, что способно влиять и действительно влияет из сферы камалоки на высокочувствительных людей и медиумов — это те самые оболочки, которые я только что описал.
Поскольку они бездушны и бессознательны, их ни в каком смысле нельзя принимать за духи умерших. Они представляют собой снятую истинным я одежду, животно-земную часть нашей конституции, сброшенную им на пути в дэвачан. Состоящая из астральной субстанции, имеющая земную природу и подверженная страстям, оболочка всегда рассматривалась древними как дьявол — наш личный дьявол.
Поистине было бы странно, если бы эта оболочка, столь долгое время использовавшаяся жившим на земле человеком в качестве проводника, не сохранила бы автоматическую память и сознание. Мы видим обезглавленное тело лягушки или петуха, какое-то время двигающееся и действующее, как кажется, осознанно. Почему же более тонкая астральная форма не может двигаться и действовать, демонстрируя кажущееся ментальное управление?
В сфере камалоки, так же как и в других частях глобуса и Солнечной Системы, существуют элементалы или духи стихий. Им нет числа и разновидности их почти бесконечны, поскольку они, в каком-то смысле, нервы природы.
У каждого вида элементалов есть своя работа, подобно тому, как ее выполняет каждый элемент природы и каждая сущность. И, как огонь горит, и вода течет вниз, а не вверх, согласно управляющим ими законам природы, так же и элементалы действуют согласно законам. Но, будучи более тонкой природы, чем грубоматериальные огонь и вода, они, похоже, управляются разумом.
Некоторые из них особо связаны с умственными операциями и деятельностью астральных органов, соединенных или не соединенных с физическим телом. Во время формирования медиумом канала связи, а также благодаря другим природным соответствиям, эти элементалы образуют искусственную связь с оболочкой умершего человека.
При этом им помогает нервный флюид самого медиума и других находящихся вблизи людей. После этого оболочка «оживает» для искусственной жизни. Через медиума осуществляется связь между физическим миром и психическими силами всех присутствующих.
Впечатления, некогда полученные астральным телом, отражаются в уме медиума, и старые страсти разгораются. Таким путем медиум получает различные сообщения и донесения, но ни одно из них не является подлинным и не исходит от духа.
Благодаря странности самих сообщений и невежеству участников сеансов это принимается за действие духов, но на самом деле всё это идёт от живых людей, если не является просто образами, оставшимися от прошлого и выловленными из астрального света.
В некоторых случаях замечают, что при этом действует всецело злой разум, действию которого может быть подвержен каждый медиум, что объясняет, почему столь многие из них, по их собственному признанию, стали жертвами дьявола.
Далее следует приблизительная классификация оболочек, которые посещают медиумов:
1) Недавно умершие, чье место захоронения расположено недалеко от места сеанса. Оболочки этого класса достаточно последовательны в отношении жизни и мыслей их прежних владельцев. Добрый человек, чьи духовные интересы значительно превышают материальные, оставляет оболочку, которая быстро распадается. Оболочка грубого, жестокого, эгоистичного, очень материального человека будет тяжелой, плотной, и ей обеспечено долгое существование в астральном мире. Между этими двумя случаями расположены все остальные.
2) Оболочки тех, кто умерли далеко от того места, где находится медиум. Более долгое время, прошедшее со дня смерти, позволяет таким оболочкам удалиться от их физических тел, которые разложились гораздо больше, чем в первом случае. В связи с этим и на астральном плане степень их дезинтеграции гораздо выше. Эти оболочки — смутные, тенеподобные, слабо ментальные, на психическую стимуляцию реагируют в течение короткого времени, и их захватывает с собой любое магнитное течение. Они возбуждаются на недолгое время астральным потоком медиума и тех людей на сеансе, кто имел отношение к умершему.
3) Чистые тени, которые трудно даже заметить. Английским языком их описать невозможно, но их присутствие в этой сфере не вызывает сомнения. Можно сказать, что они представляют собой просто форму или отпечаток, оставленный на астральной субстанции некогда целыми оболочками, которые давно распались. Они настолько нереальны, что почти заслуживают название вымышленных. Медиумы и участники сеансов своими мыслями, желаниями и надеждами увеличивают, приукрашают их и дают им воображаемую жизнь, подобно тому, как это происходит с неясными фотографиями.
4) Определенным образом мыслящие сущности, человеческие души, лишенные связи с духом, находящиеся на пути к худшему из всех состояний — авичи, где личность окончательно уничтожается. Они известны как черные маги. Центрируя свое сознание в принципе кама, сохранив интеллект, но отделив себя от духа, они, единственные из всех, кого мы знаем, могут быть названы осуждёнными, обречёнными существами.
Живя ещё в человеческих телах, они достигли такого состояния упорствованием во зле ради самого зла; некоторые из них, уже обречённые на вышеописанное состояние, пока ещё живут на земле среди нас.* Они — не просто оболочки, потому что сосредоточили в каме все свои силы, избавившись от малейшей искры доброй мысли или стремления и достигнув полного мастерства в астральной сфере.
Я отнес их к оболочкам в том смысле, что они обречены на распад, но распад сознательный, тогда как другие приходят к тому же концу сугубо механически. Они могут быть в астральной сфере многие века, удовлетворяя свои вожделения через любого чувствительного человека, который привлечет их внимание и плохими мыслями откроет к себе доступ.
Оболочки этого типа руководят почти на всех сеансах, присваивая высокие имена и ведя сеанс таким образом, чтобы держать под контролем и одурманивать медиума. Таким путем они обеспечиваются средством связи, удобным для их собственных злых намерений.
Используя оболочки самоубийц, негодяев, людей умерших от рук закона, а также пьяниц и обжор, черные маги, живущие в астральном мире, подчиняют себе физический мир медиумов и обладают способностью вторгнуться в сферу влияния любого из них.
Дверь, однажды открытая одному из них, открыта всем остальным. Этот класс оболочек потерял свой высший манас, но в процессе борьбы, имевшей место не только в посмертном состоянии, но и при жизни, низшая часть его, которой следовало возвыситься до богоподобного совершенства, была оторвана от своего высшего я, и теперь дает этой сущности интеллект, лишенный духа, но не способности к страданию, которое он и испытает, когда настанет его последний день.
Самоубийцы и те, кто внезапно погиб от несчастного случая или убийства (будь то узаконенного или нет), остаются в камалоке до тех пор, пока не приходит естественный конец их внезапно прерванной жизни. Их нельзя считать в действительности мертвыми.
Для нормальной смерти нужно присутствие одного фактора, не признаваемого медицинской наукой. Как сказано в других главах, все принципы конституции человека обладают собственной длительностью соединения, и, когда жизнь заканчивается нормальным образом, они отделяются друг от друга согласно общему для всех закону.
Объяснение сложного вопроса сил, соединяющих принципы, само по себе требует отдельной книги. Потому нам придётся довольствоваться утверждением, что такой закон существует. До того момента, когда наступает естественная смерть, принципы человека не могут разъединиться.
Очевидно, что прекращение действия связующей силы не может быть вызвано чисто механическим действием, которому подчиняется только физическое тело. Следовательно, самоубийца, а также человек, погибший от несчастного случая или убитый (будь то по человеческому закону или нет), не подошёл ещё к естественному окончанию срока связи составляющих его существа, и попавший в камалоку, мёртв лишь отчасти. Независимо от того, сколько еще должна длится жизнь — один месяц или шестьдесят лет, все оставшиеся принципы не могут рассоединиться, пока природный срок жизни не закончится.
Различные степени камалоки обеспечивают подходящие условия для множества типов только что упомянутых оболочек. Некоторые из них проходят период тяжелых страданий, другие находятся в состоянии, подобном сну, каждая в соответствии со своей моральной ответственностью.
Но казненные преступники, выброшенные из жизни полными ненависти и желания отомстить, испытывают жгучую боль из-за наказания, которое они не признают справедливым. Они снова и снова повторяют в камалоке свое преступление, суд, исполнение приговора и свою месть.
И если им удается войти в контакт с восприимчивым человеком, будь он медиум или нет, они пытаются внушить этому несчастному свои мысли об убийстве или другом преступлении. А то, что они преуспевают в этом намерении, тем, кто достаточно глубоко изучал теософию, хорошо известно.
Сейчас мы приблизились к рассмотрению вопроса о дэвачане. После пребывания в камалоке в течение определенного времени, существо попадает в бессознательное состояние, которое предшествует переходу в следующую стадию. Это похоже на рождение, которое предваряется периодом темноты и тяжелого сна. После этого оно пробуждается к радостям дэвачана.
_________