Уильям Джадж «ОКЕАН ТЕОСОФИИ». Глава VIII.

  Автор:
  1474

 ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ.

Ни религия, ни наука не могут дать убедительный ответ на вопрос — как человек стал таким сложным существом и почему. Этот бессмертный мыслитель, стоящий на вершине огромной и молчаливой эволюции, обладает столь великими силами и возможностями по причине его тесной связи со всеми потаёнными частями природы, из которой он был выстроен.

Он вопрошает, почему существует природа, для какой цели нужна драма жизни, как можно достичь этой цели? Но ни наука, ни религия не способны дать осмысленного ответа на эти вопросы.

Наука даже не претендует на то, что она может дать это решение, заявляя, что ее основная задача — исследовать вещи такими, каковы они есть. Религия же предлагает противоречащее логике и не имеющее смысла объяснение, приемлемое только для фанатиков, поскольку требует считать всё в природе таинством и искать смысл и цель жизни — со всеми ее горестями и радостями — в Боге, которого невозможно обнаружить.

Образованный и любознательный ум знает, что идущий якобы от Бога ответ, предлагаемый догматической религией, на самом деле изобретен человеком.

Тогда для чего же существует вселенная, и какова в этой эволюции конечная цель человека, как бессмертного мыслителя?

Всё это существует для приобретения опыта и освобождения души, чтобы вся масса проявленной материи по своему статусу, природе и благородству поднялась в своем сознании к божественному.

Великая цель — в том, чтобы достичь самосознания, но не через какую-либо расу, племя или избранный народ, но путём совершенствования всей массы материи после того, как она пройдёт преображение, точно так же, как и того, что мы называем душой.

Ничто не может оставаться в стороне от этого процесса. И если цель современного человека — посвящение в совершенное знание, то царства природы, находящиеся на более низких ступенях развития, постепенно, шаг за шагом, должны подниматься и со временем тоже достичь его.

Это и есть великая цель эволюции, ее высшее достижение, — сделать человека богом, а каждой части природы дать возможность тоже достичь той же цели. Это — величайшая перспектива, дающая каждому человеку возможность стать богом.

В этой идее есть сила и благородство, потому что нет ни одного существа, столь приниженного или отставшего, и настолько грешного изначально, чтобы не суметь подняться выше всех грехов.

Будучи рассмотрена с материалистической позиции науки, эволюция занимает лишь половину жизни, религиозное же представление о ней вообще представляет собой смесь бессмыслицы и страха.

Делая ставку на страх, догматики современных религий, в тоже время, воображают, что Всемогущему не о чем больше думать, кроме этой Земли, которой ему приходится управлять, причем управление это получается далеким от совершенства. Но древняя теософическая доктрина показывает, что вселенная — это громадное, законченное и совершенное целое.

Если на время постулировать двоякую эволюцию, то есть одновременно физическую и духовную, мы должны будем признать, что это возможно только путем перевоплощения или реинкарнации.

Фактически, наука уже продемонстрировала правильность этой идеи. Она показала, что физическая материя самой Земли и всего, что на ней есть, однажды была в газообразном или расплавленном виде, затем остыла и изменила свое состояние.

Эти изменения и процесс эволюции привели к тому, что в природе образовалось огромное разнообразие вещей и существ. Таким образом, на физическом плане происходит постоянная трансформация или изменение одних форм в другие.

При этом общее количество материи остается приблизительно таким же, как было с самого начала, с добавлением очень небольшого количества звездной пыли. Желая быть предельно точными в выражении, мы не можем использовать слово «реинкарнация» (перевоплощение), потому что это слово связано с понятием «плоть».

Лучше говорить «смена тела» или «формы», ведь мы увидим, что и человек, и материя в целом претерпевают постоянную смену форм, и это в широком смысле и есть «перевоплощение». Что касается общей массы материи, то согласно нашему учению вся она поднимется на уровень человека, в то время как сам человек поднимется еще дальше.

Но после достижения человеком конечного освобождения не должно остаться никакого остатка, который был бы неким таинственным образом переработан или выброшен на некую удалённую свалку природы.

Истинная доктрина ничего подобного не допускает, и в то же время не боится объяснить истинный смысл того, что могло казаться «остатком». Согласно этой доктрине, мёртвой материи вообще не существует, и всё, что остается, переходит в другие состояния.

В каждом атоме есть жизнь и зародыш самосознания, а это значит, что с течением времени всё подвергается изменению. Таким образом, наиболее высокоразвитая так называемая человеческая плоть когда-то была минералом, потом растением, а сейчас достигла утончённости человеческих атомов.

Соответственно, в очень далеком будущем то, что сейчас является растением, постепенно разовьется до стадии животных, а то, что сейчас является органической материей нашего тела, станет самосознательным.

И этот процесс будет продолжаться на всех стадиях эволюционного развития до тех пор, пока придет время, когда материя, сейчас известная как минерал, достигнув сначала человеческой стадии, поднимется до стадии самоосознающего мыслителя.

Когда наступит следующий великий период эволюции, минеральный мир нашей планеты будет составлять материя, сейчас проходящая стадию низшей трансформации на других планетах и в других системах миров.( А также проходящая сейчас стадию элементальных царств на нашей планете) .

Для современных людей, с рождения привыкших, что их называют грешными, слабыми и в высшей степени глупыми, это может звучать как фантазия, и они боятся поверить в предлагаемую им истину.

Но для учеников древних теософов — это реальность, не имеющая ничего общего с фантазией, для них это логично и грандиозно. Нет сомнения, что когда-нибудь, когда Запад перестанет опираться на хронологии Моисея и его представления о человеке и природе, это будет признано каждым.

Итак, можно заключить, что перевоплощение и метемпсихоз(Переход души из одной стадии существования в другую)  относятся не только к человеку, но ко всему в космосе. Но поскольку человека больше всего интересует его собственная эволюция, мы детально рассмотрим обе эти концепции применительно к нему.

Перевоплощение — это одна из самых древних доктрин, и людей, которые сейчас верят в нее, больше, чем тех, кто с ней не согласен. Большинство из миллионов людей, живущих на Востоке, принимают ее за истину; ей учили и греки; огромное число китайцев, живущих сегодня, верят в нее, так же как в нее верили их предки.

Евреи верили в перевоплощение, и следы этой веры не исчезли из их религии. Иисус, которого называют основателем христианства, проповедовал эту же идею. Она была известна и проповедовалась ранней христианской церковью, а самые достойные среди Отцов Церкви признавали и распространяли ее.

Христианам не следует забывать, что Иисус был евреем и считал, что его миссия обращена именно к евреям, ибо он говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 15:24).

Он должен был хорошо знать доктрины, которых они придерживались. Все евреи верили в перевоплощение( фарисеи верили в перевоплощение, ессеи верили в предсуществование души),и по их представлению Моисей, Адам, Ной, Сиф и другие уже возвращались на землю.

Во времена Иисуса верили, что древний пророк Илия должен вернуться. Таким образом, можно заключить, во-первых, что Иисус никогда не отрицал доктрину перевоплощения и в различных случаях ссылался на нее, например, когда он сказал, что Иоанн Креститель прежде был Илией, возвращения которого люди ожидали.

За Иисусом последовал Св. Павел, который в послании к Римлянам (гл. IX) говорит о том, что Исав и Иаков уже существовали до своего нынешнего рождения. Позднее такие известные отцы раннего христианства как Ориген, Синезий и другие верили и учили этой доктрине.

В Притчах Соломоновых (VIII: 22, 23, 30, 31) Соломон говорит: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони», «От века я помазана, от начала; прежде бытия земли», «Тогда я была при нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь перед лицом Его во всё время», «Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими«.

Святой Иоанн Богослов в Откровении III:12 говорит: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон…«, что значит — он не будет возрождаться вновь. Пять столетий после Иисуса, вплоть до Константинопольского Собора, церковь учила этой доктрине.

На этом соборе было вынесено решение, истолкованное многими как осуждение учения перевоплощения, но коль скоро оно идет вразрез со словами Иисуса, то оно не имеет никакой силы.

Выходит, что это осуждение направлено против Иисуса, и получается, что Церковь заявляет, что в свое время у Иисуса не было достаточно знаний, чтобы самому проклясть эту доктрину, которую все знали и которой учили в его время.

Он не мог не обратить внимание на неё, но всё же ни разу ни осудил, а фактически даже одобрил. Христианство — это еврейская религия, и идею перевоплощения оно получило в наследство от евреев.

Если у христианской церкви есть какое-то правдоподобное или логическое объяснение, — исключая, конечно, церковные догмы, — почему она изменила свою позицию в этом вопросе, то теософам хотелось бы его знать.

Отвергая эту доктрину, те, кто называет себя христианами, противопоставляют свое мнение мнению Иисуса, который должен был знать об этом больше, чем его последователи. Анафема, вынесенная церковным собором, и отсутствие доктрины перевоплощения в современном христианском учении нанесли ему огромный урон, сделав все христианские нации, которые прикидываются последователями Иисуса и закона любви, в действительности последователями Моисеева закона отмщения.

Только в учении о перевоплощении есть ответ на все проблемы жизни, и в нём, а также в учении о карме заключена сила, способная заставить человека действительно следовать той этике, которую он признаёт теоретически. Цель древней философии — восстановить доктрину перевоплощения в тех религиях, в которых она потеряна. Отсюда и происходит ее название «потерянная струна христианства».

Но кто или что перевоплощается? Это не тело, потому что тело умирает и разлагается; да и немногие из нас, исключая разве дикарей, хотели бы быть прикованными навечно к нашим подверженным болезням телам.

Это не астральное тело, потому что, как было сказано раньше, оно тоже имеет предел существования и, после разложения физического тела, распадается на элементы.

Это не страсти и желания, хотя, несомненно, последние существуют очень долгое время, потому что воспроизводят себя в каждой жизни, до тех пор, пока мы окончательно их не искореним. Перевоплощение дает нам возможность медленно, шаг за шагом избавляться от желаний и страстей, которые искажают небесные черты подлинного, духовного человека.

Было уже показано, что та наша часть, что имеет отношение к страстям, после смерти соединяется с астральным телом и создает видимость реального существа, обреченного на недолгую жизнь распада.

Когда разделение между умершим физическим телом, астральным телом, страстями и желаниями завершено, жизнь переносит свою деятельность в иные формы, и высшая триада — манас, буддхи и Атма, которая и образует истинного человека, направляется в состояние, называемое дэвачан, или рай.

Когда этот период заканчивается, высшая триада притягивается к земле для нового воплощения. Составляющие высшей триады и есть наша бессмертная часть, и фактически, ничто иное нами и не является.

Это должно быть твёрдо усвоено умом, ибо от ясного и глубокго понимания вышесказанного зависит и понимание всей доктрины. То, что мешает современному западному человеку ясно это увидеть — долгая обработка, проведённая материалистической наукой и материализующей всё религией, которые уделяют слишком большое внимание физическому телу.

Первая учила лишь о материи, а вторая проповедовала воскрешение физического тела, доктрину, идущую вразрез со здравым смыслом, фактами, логикой и достоверными свидетельствами.

Однако нет сомнения, что теория воскрешения физического тела явилась результатом искажения древнего, истинного учения. Идея воскрешения основана на утверждении Иова, что он видел своего искупителя во плоти, а также на замечании Св. Павла о том, что «мертвые воскреснут нетленными».

Но Иов был египтянином и говорил о том, что видел своего учителя или посвятителя, который был его искупителем. Что касается Иисуса и Павла, то их замечания относились исключительно к телу духовному.

Хотя перевоплощение — закон природы, в нынешней расе высшая триада воплощается еще не вполне. Триада использует и занимает тело лишь посредством манаса, который является низшим принципом в этой триаде, тогда как другие два, буддхи и Атма, сияют над ним, являя собой Бога в небесах.

В древнем еврейском учении это символизируется Небесным Человеком, голова которого в небесах, а ноги — в аду. Это означает, что пока голова — Атма и буддхи — находится в небесах, ноги, манас, ходят по аду, каковым являются тело и его физическая жизнь.

По этой причине человек ещё не вполне сознателен, и перевоплощения нужны, чтобы наконец завершить воплощение всей триады в теле. По достижении этой цели человечество станет богоподобным, а божественная триада, вполне овладев всей массой материи, усовершенствуется и сможет подняться на следующую ступень.

В этом состоит истинный смысл выражения «и Слово стало плотью». На примерах Иисуса или Будды, которые рассматриваются как божественные воплощения, можно увидеть грандиозность такого события для отдельного человека.

Врач не знает, что такое жизнь и почему тело функционирует определенным образом, потому что духовная часть человека пока что скрыта в облаках небес. Ученый блуждает в темноте, загнанный в тупик и смущенный гипнозом и другими непонятными ему вещами, потому что человек сознательный находится вне поле зрения, на самой вершине священной горы, что заставляет его оперировать такими понятиями, как «подсознание», «скрытая личность» и тому подобными.

А поп и вовсе не может просветить нас, потому что отрицает богоподобную натуру человека и сводит все проблемы к первородному греху, внося в наши представления о Боге черную метку неспособности руководить своим творением и управляться их без изобретения уловок для исправления ошибок. Но древняя истина предлагает решение, которое окрашивает Бога и Природу в гармоничные тона.

Перевоплощение не значит, что после смерти мы станем животными, как верят некоторые народы Востока. «Ставший человеком — отныне всегда человек«, говорит Великая Ложа, хотя для некоторых людей не было бы чрезмерным наказанием рождение в теле животного, поскольку они заслужили это.

Однако природа управляется не чувствами, а законам, а мы не можем знать всего, и, стало быть, не можем сказать, что природа жестокого человека вся насквозь животная. Эволюция, приведшая мыслящий манас и бессмертного человека на этот план, не может вернуть его обратно в состояние животного, не имеющего манаса.

 Мыслитель, однажды прибывший на сцену эволюционного периода, никогда не возвращается в более простые формы. Во-первых, потому что он не желает этого, а во-вторых, потому что он не может этого сделать.

Так же как клапаны предохраняют сердце, не давая потоку крови двинуться вспять, так и в этой великой системе универсальной циркуляции дверь за Мыслителем закрывается и предохраняет его от регресса.

Доктрина перевоплощения, относящаяся к истинному человеку, не предполагает его трансмиграции в царства природы, стоящие ниже человеческого.

________

Вы находите данную статью полезной или интересной? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими - просто нажмите на кнопки ниже:
Хочу получать новости
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *