КАМА — ЖЕЛАНИЕ.
Автор «Эзотерического буддизма» — книги, с которой должны сверяться все изучающие теософию, поскольку она написана на основании идей, предложенных самим адептами, — называет четвертый принцип состава человека «камарупа».
На языке санскрит слово кама означает «желание». А поскольку идея, которую необходимо было передать, заключалась в том, что четвертый принцип — это «тело или масса желаний и страстей», называемое на санскрите рупа, мистер Синнетт добавил его к слову кама, составив слово камарупа.
Я буду называть этот принцип его английским эквивалентом — страсти и желания, поскольку эти слова точно выражают его природу. Кроме того, я делаю это с целью заострить спорный вопрос, существующий между психологией и интеллектуальной философией Запада и Востока.
Запад делит человека на интеллект, волю и чувства, но не понимает, являются ли страсти и желания отдельным принципом или это функции тела. Нет сомнения, большинство людей считает их результатом влияния плоти, поскольку часто их называют «желания плоти» или «аппетиты плоти».
Однако, как для древних, так и для теософов ясно, что страсти и желания — это отдельный принцип, а не просто импульсы тела. Западная психология не помощник в этом вопросе, поскольку находится в младенческом возрасте и полностью лишена знаний о внутренней, т. е. психической природе человека. Таким образом, именно отсюда начинается существующее между ними огромное расхождение.
Страсти и желания происходят не от тела — напротив, тело является их следствием. Именно желание снова и снова заставляет нас рождаться в каком-либо физическом теле на Земле или на другой планете.
Благодаря страстям и желаниям, мы следуем путем эволюции через жилища смерти, называемые жизнью на земле. Благодаря желанию, возникшему в непознаваемой первопричине, в одном безграничном существовании, проявилась и продолжает существовать вся совокупность проявленных миров.
Находясь посредине, четвертый принцип является балансирующим. Он стоит посредине, и от него пути ведут либо наверх, либо вниз. На нем основаны действия человека, он двигатель его воли.
Как говорили древние герметисты: «За волей стоит желание». Это так, ибо, независимо от намерения делать добро или зло, прежде всего в нас должно возникнуть желание. У хорошего человека, который когда-нибудь может стать даже мудрецом, однажды, в одной из многих прожитых жизней, возникло желание стать праведником.
Чтобы следовать по этому пути, ему надо постоянно сохранять в себе это желание. Даже если взять Будду или Иисуса, то сначала, в одной из жизней, они дали обет — а это и есть проявление желания — спасти весь мир или часть его, и они сохранили это желание в своем сердце в течение несчетного количества жизней.
Одинаково справедливо с другой стороны, что плохой человек в каждой новой жизни следующий низким, эгоистичным и злобным желаниям, вместо того, чтобы очищать свой четвертый принцип, развращает его.
Когда желание недостаточно сильно, то согласно материально-научному аспекту оккультизма, который касается использования внутренних, скрытых сил нашей природы, воображение не срабатывает, потому что, даже если оно и создает форму или матрицу, воля не действует, если не побуждается, не направляется, и не поддерживается желанием.
Желания и страсти по существу двояки. Низкие — это желания и страсти, которые постоянно связаны с мыслями, относящимися исключительно к физическому и астральному телам. Высокие — вызываются влиянием верхней триады — разума, души и духа.
Четвертый принцип подобен знаку «Весы». Когда Солнце (которое и есть истинный человек), совершая свой путь через Зодиак, достигает Весов, он колеблется около равновесия. Если он пойдет назад — миры разрушатся, если он пойдет вперед — всё человечество приблизится к совершенству.
В течение жизни человека страсти и желания, как и астральное тело, располагаются в нижней четверке конституции человека. Так же, как и эфирного двойника нашего физического тела, их можно изменить: увеличить или сократить, ослабить или укрепить, загрязнить или очистить.
В момент смерти кама наполняет астральное тело, которое в дальнейшем становится просто оболочкой, и эти два взаимопроникающих принципа вместе покидают физическое тело. Только теперь название «камарупа» приобретает вложенный в это слово смысл.
Камарупа обычно невидима, но, поскольку она по сути материальна, то ее можно сделать видимой. Хотя в оболочке нет ни разума, ни сознания, она всё же имеет способности, которыми, при определенных условиях, можно оперировать.
Такие условия обеспечиваются медиумом, и в каждой комнате для спиритических сеансов всегда присутствуют астральные оболочки умерших, вводя в заблуждение участников сеанса, чья способность распознавания парализована удивлением.
У индусов эти оболочки считаются «дьяволами», и у бедных медиумов нет больших врагов, чем они. Ибо астральное привидение, или камарупа — это только масса желаний и страстей, оставленных истинным я, которое вознеслось в «рай», не имея никакого интереса к покинутым принципам, и еще меньше к сеансам и медиумам.
Поскольку благородная душа отсутствует, эти желания и страсти действуют лишь на низшую часть природы медиума, никогда не взывая к хорошим составляющим его существа, но всегда пробуждая его низшие наклонности.
Потому даже спириты признают, что в числе медиумов много обманщиков, а сами медиумы часто говорят: «духи соблазнили меня и я обманул по их наущению».
Привидение камарупы так же является врагом нашей цивилизации, разрешающей приговаривать людей к смерти, и таким образом выбрасывающей в эфир массу освобожденных от телесного груза страстей и желаний, которые в любой момент могут пристать к любому восприимчивому человеку.
Когда в сознание живущего человека попадают видения совершённых преступлений, а также, сопутствуемые проклятьями и желанием отомстить, картины пережитого в момент смерти, он, не видя этого зла, не может избавиться от них. Таким образом, преступления и новые идеи преступлений навязываются миру каждый день теми странами, где применяется смертная казнь.
Астральные оболочки вместе с астральным телом медиума, которому помогают определенные силы природы, называемые теософией элементалами, производят почти все феномены того спиритизма, который не является надувательством.
Астральное тело медиума обладает способностью вытягиваться и выдвигать отдельные части. На основании этого создаются так называемые «материализованные духи». Астральное тело двигает предметы, сообщает информацию от умерших родственников, представляющую ничто иное, как воспоминания и картины из астрального света.
И во всех этих манипуляциях медиумами используются оболочки самоубийц, жертвы смертной казни и все тому подобные привидения, которые обитают в близком соседстве с физическим миром. Число случаев общения с духом, покинувшим тело, настолько мало, что их можно посчитать на пальцах одной руки.
Духи живых, но спящих людей иногда принимают участие в сеансе. При этом медиумы не могут отличить их от массы астральных трупов, а сам человек не помнит о своем участии в сеансе и происшедших на нем событиях.
То, что он не помнит об участии в сеансе — вполне нормально. Подобным образом ребенок видит, но не знает ничего о процессе зрения, или дикарь, не имея понятия, как работает его тело, прекрасно переваривает пищу.
То, что упомянутые выше процессы происходят бессознательно, и есть доказательство выдвинутой теории, поскольку эти действия внутреннего человека — лишь бессознательная деятельность подсознательного ума.
Конечно, такие слова как «сознание» и «подсознание» используются лишь в относительном смысле, и имеется в виду бессознательность для мозга. Гипноз окончательно доказал правоту вышесказанного, и когда-нибудь, в не таком уж далеком будущем, всё человечество будет разделять эти взгляды.
Нельзя забывать, что астральные оболочки самоубийц и казненных преступников существуют в астральном мире длительный период времени и находятся в самой тесной связи с нашим миром — ближе к нам, чем всё остальное в царстве теней. Таким образом, именно они неизбежно оказываются духами-руководителями сеансов.
Страсти и желания вместе с астральным телом входят в состав человека, животных и растений, хотя в последних они еле развиты. Был такой период эволюции, когда будущие материальные принципы конституции человека еще не были развиты, а три высших принципа — разум, душа и дух — были латентны.
До этого момента люди и животные принципиально не отличались друг от друга, поскольку наша животная природа состоит из астрального тела и желаний. Развитие зачатков ума создало человека, поскольку именно умственное развитие отличает человека от животных.
Наш внутренний Бог берет свое начало от манаса, или ума, и теософия постоянно напоминает и предупреждает о борьбе происходящей между внутренним Богом, нашим истинным я, и низшей животной природой. Мы называем нижние принципы своей конституции «плохими» только в сравнении с высшими, но именно на них основаны действия.
Мы не можем подняться выше, пока не укрепим свое желание поступать лучше. Этот аспект четвертого принципа называется раджас, или свойство активности и силы, в отличие от аспекта тамас — свойство невежества и безразличия.
Нельзя вырасти духовно, пока раджас не станет активным и не даст импульс использовать принцип желаний для развития лучших качеств. Таким образом, очищенные и возвышенные желания постоянно направляют нас к истине и духовности.
Утверждать последнее — это не значит учить потворствовать страстям или пресыщать их, ибо такой вредной теории теософия никогда не учила. Она предлагает использовать активность четвертого принципа для духовного роста, а не упускать её под власть плохих качеств, которые, начавшись с эгоизма и безразличия, приводят сначала к падению в область тьмы, а затем и к уничтожению.
Таким образом, в сделанном обозрении мы показали, что такое нижняя четверка принципов конституции человека. Мы выяснили, что поскольку на данном этапе эволюции у нас полностью развиты только низшие принципы, человеком сегодняшнего дня движут страсти и желания.
Наши высшие принципы развиты только частично, в чем легко убедиться лишь взглянув на цивилизации Земли. В таких странах, как Франция, Англия и Америка, торжество принципа страстей и желаний выражается во внимании, которое люди уделяют искусствам, взывающим к чувственности, в постоянной борьбе за власть и место под солнцем, во всех привычках и стиле жизни людей, где удовлетворение собственных чувств часто считают за высшее благо.
Но эволюционный прогресс расы ведет к тому, что все большее развитие получает разум. Внешне это незаметно, но во всех странах мира можно видеть, как животное, обладающее зародышем истинного разума, постепенно становится человеком совершенного ума.
Именно поэтому Учителя, открывшие нашему познанию часть «старой» истины, говорят о нашем времени как о «переходном периоде». Гордящиеся собой наука и еще в большей степени гордая религия не соглашаются с этим определением, считая, что мы никогда не изменимся.
Но теософ, верящий своим учителям, видит вокруг себя свидетельства того, что разум человечества растет и что время догматизма ушло в прошлое. Настало «время вопросов» для удовлетворения развивающегося ума, вопросов, которые с каждым годом будут звучать всё громче и требовать ответов.
Наступит время, когда догматизму придет конец, и человечество будет готово видеть стоящие перед ним проблемы, каждый будет стремиться к лучшему для всех, и, в результате, совершенства достигнут те, кто стремится победить в себе животные страсти и желания.
Именно поэтому, в который раз, старые доктрины открыты человеку. Теософия предлагает каждому глубоко задуматься над дилеммой и сделать выбор: следовать ли животному началу в себе или стремиться ввысь, позволив внутреннему Богу руководить своими действиями.
Более полное исследование четвертого принципа нашей конституции позволит объяснить спиритические явления, гипноз, призраки, сумасшествие, а также «чудеса», показываемые факирами в странах Востока. Мы вернемся к обсуждению всех этих феноменов в отдельной главе.