ДРУГИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.
В отличие от Востока на Западе, где цель жизни сводится к коммерческому, финансовому, общественному или научному успеху, означающему личную прибыль, увеличение материального благосостояния и влияния, истинная жизнь человека получает очень мало внимания, и доктрине предсуществования и перевоплощения большой важности не придаётся.
Церковь оправдывает свое решение тем, что если люди будут уверены, что им предстоит прожить много жизней, у них будет слишком сильный соблазн принять то, что есть, и не сдерживаясь, совершать зло. Какими бы абсурдными ни казались эти идеи, они были выдвинуты учеными иезуитами, утверждавшими, что люди скорее используют шансы этой жизни, чем будут ждать других.
Если бы воздаяния не существовало вовсе, с этим аргументом можно было бы согласиться. Но у природы для каждого свершающего зло есть Немезида, и каждый, по закону кармы, закону причины и следствия, а также абсолютной справедливости, должен в каждой жизни получить точные последствия совершённого в прошлых жизнях.
Стало быть, знание людьми этого закона может вполне обеспечить соблюдение ими нравственности. При такой системе это достаточно гарантировано, поскольку ни у кого нет возможности, или особой милости, или разрешения избежать этих следствий, и всякий, кто усвоит эту доктрину, будет движим своей совестью и всей силою природы к добру, хорошей жизни и счастью.
Догматическая религия, обещая, что мы увидим на небесах любимых нами людей, а также узнаем их по внешности, предполагает полную остановку эволюции и развития тех, кто ушел из этого мира раньше нас.
Но подобно тому, как мы изменяемся каждый день в этой жизни, то же самое происходит и после того, как мы ушли из нее. Было бы несправедливо заставлять других ждать нашего прибытия на небеса для того, чтобы мы могли их узнать.
Теософия учит, что близкие по духу и любящие друг друга люди воплощаются вместе, когда создаются соответствующие для этого условия. Когда бы кто-либо из нас ни продвинулся дальше на пути к совершенству, он всегда стремится помочь в этом остальным членам своей семьи и поддержать их.
Некоторые заявляют, что теория наследственности подрывает доктрину перевоплощения. Мы же считаем, что напротив, подтверждает. Давая нам тело в какой-нибудь семье, наследственность обеспечивает для я подходящую ему среду.
Оно просто отправляется в семью, которая полностью соответствует его природе или обеспечивает условия для его эволюции и связана с ним прежними рождениями или общими обстоятельствами в прежних жизнях.
Таким образом, порочный ребенок может родиться в хорошей семье, потому что родители и ребенок неразрывно связаны своими действиями в прошлом. Это дает ребенку возможность получить искупление, а родителям — расплатиться за содеянное.
Наследование тела, соответствующего нашей природе, — естественное правило; это подобно тому, как архитектура городских домов отражает менталитет их создателей. Строя наши тела и влияя на них в той же мере, как и наши родители, мы принимаем участие в обществе, в котором живем и несём ответственность за его состояние.
Общество, в свою очередь, либо способствует развитию человеческого тела и мозга, либо приводит к их деградации. Таким образом, мы ответственны за цивилизацию, в которой появились.
Но если мы посмотрим на человеческие характеры, то заметим огромную врождённую разницу между ними. И причина этому — душа, которая в семье, нации или расе переживает радостные или печальные последствия своих собственных мыслей и поступков прошлых жизней, которые сделали неизбежным такое её воплощение.
Наследственность обеспечивает жилище для души, а также налагает ограничения в способностях тела и мозга, означающие, чаще всего, наказание, а иногда и помощь. Но истинное Я остается вне влияния наследственности.
Передача характерных черт есть физическое по своей природе свойство и в каждой нации она отражает результат прежних жизней всех я, её составляющих. Ограничения, налагаемые на я любой семейной наследственностью, являются точными следствиями его прежних жизней.
Тот факт, что физические черты и умственные особенности передаются по наследству, никак не противоречит доктрине перевоплощения, поскольку мы знаем, что истинный характер каждого и ведущий его разум не зависят от тела и мозга, но характеризуется сутью жизни высшего Я.
Передача характерных черт и склонностей через родителей и тело есть избранный природой способ дать каждому я подходящее обиталище, в котором оно может продолжить свою работу. Любая другая модель была бы нарушением нормального хода вещей.
Кроме того, те, кто опирается на теорию наследственности, делают акцент на общности наследственных признаков, не замечая расхождений. Они скрупулезно регистрируют передающиеся качества, а различиям, которых обычно намного больше, уделяют мало внимания.
При этом каждая мать знает, что все дети в семье отличаются, как пальцы на руке — у них одни родители, но все они разнятся по характеру и способностям.
Исторические данные не подтверждают теорию наследственности, как главный фактор и исчерпывающее объяснение человеческих особенностей. Они показывают, что передача знаний, сил и способностей наследственным путем невозможна.
Например, в случае с давно исчезнувшим народом древнего Египта мы не видим передачи характера к его потомкам. Если бы характер определяла физическая наследственность, то как бы мог пропасть великий египетский характер?
Такой же вопрос правомерен и в случае других исчезнувших древних наций. Что касается индивидуального примера, то мы знаем, что музыкальные способности наследников великого музыканта Баха постепенно уменьшались, пока музыканты вообще не исчезли из этого рода.
Теософия же учит, что в этих двух примерах, как и во всех других подобного рода, истинные способности и качества характера исчезли только из семьи и нации, но сохранились в тех я, которые некогда демонстрировали их там, а ныне воплотились в другой нации и семье.
Страдания приходят почти ко всем людям, а многие несчастны всю жизнь — от колыбели до могилы. На этот факт опираются люди, считающие закон перевоплощения несправедливым, поскольку мы страдаем по вине какого-то другого человека, совершившего зло в другой жизни.
Это возражение основано на ложном предположении, что в другой жизни это был кто-то иной. Но в каждом новом рождении это один и тот же человек. Приходя снова на землю, мы не вселяемся в чужое тело и не берём на себя чужие дела, но уподобляемся актёру, исполняющему много ролей, и в каждой новой пьесе меняющему и текст, и костюм.
Шекспир был прав, сказав, что мир — театр, ибо великая жизнь души — это драма, которую играет один и тот же исполнитель, а каждая новая жизнь и новое рождение — это лишь очередной акт, в котором мы играем другую роль и надеваем другой костюм. Таким образом, закон перевоплощения абсолютно справедлив, и достичь справедливости другим путем совершенно невозможно.
Но если мы перевоплощаемся, спрашивают некоторые, то как же так выходит, что мы не помним прошлую жизнь, а если мы не помним того, что совершили, то справедливо ли страдать за это?
Те, кто задают эти вопросы, игнорируют тот факт, что в их жизни были не только страдания, но радости и награды, которые они принимали с удовлетворением и без всяких вопросов. Ведь если несправедливо получить наказание за дела, которые мы не помним, значит, в такой же степени несправедливо получать и награды за другие, забытые нами дела.
Рождение в жизнь, как таковое, не является основанием для награды или наказания. Награда или наказание за прежнее поведение должны быть по заслугам. Природный закон справедливости не может быть несовершенным, и только несовершенство человеческого правосудия требует, чтобы в текущей жизни преступник знал и помнил, за что он наказан.
В той жизни, когда человек совершил зло, он знал, что совершил преступление; природа же, в свою очередь, справедливо прикрепила к его действиям соответствующие последствия. Нам хорошо известно, что в природе за причиной всегда идёт следствие, хотим мы этого или нет, помним мы об этом или забыли.
Если в начале жизни ребенка няня нанесла ему травму, которая в дальнейшем привела к тому, что он стал калекой, то независимо то того, что ребенок не виноват в случившемся и ничего не помнит, он будет калекой. Но правильно понятый закон перевоплощения, вместе с неотъемлемой от него доктриной кармы, показывает, сколь совершенно справедливо всё устройство природы.
Для доказательства того, что мы прошли через другое существование, памяти прежней жизни вовсе и не требуется, да и отсутствие этой памяти не может служить хорошим аргументом против перевоплощения.
Ведь мы забываем даже большую часть того, что происходило в прошлые дни и годы текущей жизни. Никому не надо говорить нам, что мы прожили эти годы, мы знаем, что жили всё это время, хотя в нашем мозге сохранилось только несколько деталей.
При этом общий эффект прожитых лет сказался на нашем характере, стал нашей неотъемлемой частью. Все детали жизни сохранились в истинном человеке, и однажды, в какой-нибудь другой жизни, когда мы будем совершеннее, они вернутся в нашу сознательную память.
Даже сейчас, при нашем несовершенстве и малых знаниях, гипноз позволяет показать, что все, самые малейшие детали регистрируются в «подсознании», как это сейчас называют. Теософия говорит, что фактически ничто не бывает забыто, и в конце жизни, когда наши глаза закрыты и окружающие говорят, что мы мертвы, каждая мысль и обстоятельство жизни живо вспыхивают в нашем уме, проходя через него.
Но есть много таких, кто помнит, что жил раньше. Поэты слагают об этом песни, дети знают об этом до тех пор, пока постоянная жизнь в атмосфере неверия не вытеснит воспоминания из их умов. Все эти ограничения налагаются на я мозгом, получаемым им в каждой новой жизни.
Именно поэтому мы не способны помнить многие картины этой жизни или предыдущих. Мозг — это инструмент памяти души, новый и обладающий своими способностями в каждой из жизней, и я в каждой новой жизни может использовать его лишь в меру этих способностей.
Оно либо максимально использует возможности мозга, либо минимально. Это зависит от его собственного желания и прошлых поступков, поскольку действия я в прошлых жизнях увеличивают или уменьшают его способность преодолевать препоны материального существования.
Если жить в соответствии с велением души, мозг, в конце концов, можно сделать прозрачным для её воспоминаний; но если мы ведем жизнь противоположного сорта, эти воспоминания всё больше затуманиваются.
Но в связи с тем, что мозг, которым мы пользуемся сейчас, не был частью прошлых жизней, в общем случае он не способен их помнить. И это очень мудрый закон, поскольку мы были бы очень несчастны, если бы дела и сцены прошлых жизней не были скрыты от нас до тех пор, пока самодисциплина сделает нас способными справиться с таким знанием.
Доктрина перевоплощения вызывает еще одно возражение, состоящее в том, что она не согласуется с ростом населения мира. Это предполагает, что население увеличивается, и люди знают обо всех происходящих изменениях.
В этом предположении нет никакой определенности, ибо ежегодно погибает огромное число людей, о которых ничего не известно. В Китае год за годом во время наводнений умирают тысячи людей. Нет статистики о тех, кто ежегодно умирает от голода. Мы не знаем, сколько тысяч людей рождается и умирает в любом году в странах Африки.
Кроме того, предполагается, что тех я, которые вне воплощения и ожидают своего срока рождения, меньше чем тех, кто живет сейчас. И это предположение тоже ошибочно.
Анни Безант объяснила это очень хорошо в своей работе «Перевоплощение», говоря, что население земного шара подобно огромному общественному зданию, где собирается гораздо меньше людей, чем живет в городе.
Количество людей в нем может меняться каждый раз, при этом всё городское население — потенциальный источник для его заполнения. Это справедливо, поскольку общее количество я, относящееся к Земному шару, вполне определенное.
Но никто не знает ни это количество, ни возможности Земли обеспечить их всех необходимым для жизни. Современная статистика существует преимущественно на Западе, и данные её охватывают лишь небольшую часть истории человечества.
Она не может сказать, сколько людей жило на Земле в более ранние периоды ее существования, когда все части нашей планеты были заселены, так же как неизвестно и количество Я, желающих или ожидающих рождения в настоящее время. Учителя теософии говорят, что это число огромно, и потому претендентов вселиться в тело, возмещая всех тех, кто умирает, более чем достаточно.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что все люди пребывают в посмертных состояниях разное время, и количество Я, готовых к воплощению, всегда разное.
Во время войн, эпидемий и голода, когда умирает много людей, души спешат воплотиться, будь то там, где произошли эти трагедии, или в другом месте и расе.
Среди огромной коллекции обитаемых планет Земля настолько мала, что всегда найдется необходимое число Я для воплощения на ней. При всем моем уважении к тем, кто выдвинул это возражение, я не вижу в нем хоть какой-нибудь убедительности или правды.