ТЕОСОФИЯ И УЧИТЕЛЯ.
Теософия — это распростершийся от берега до берега океан знания эволюции способных к чувственному восприятию существ. Величайшие умы человечества едва ли могут достичь его глубин, и, в то же время, он настолько мелок у берегов, что не превышает понимания ребенка.
Теософия — это мудрость о Боге для тех, кто верит, что Бог это Всё и Всё в нем. Это знание о Природе для тех, для кого справедливо утверждение христианской Библии, что Бог не может быть измерен и темнота окружает его жилище.
Хотя этимологически слово теософия включает Тео — Бог, и на первый взгляд может показаться, что это чистая религия, наука всё же не остается в стороне ее интересов.
Теософия — это наука наук и поэтому она называется Религией Мудрости. Ни одна наука не может считаться всеобъемлющей, если за ее пределами остается какая-то область природы, видимая или невидимая.
В такой же степени справедливо и то, что религия, целиком зависящая от предполагаемых откровений и отворачивающаяся от законов, управляющих физическим миром, есть ничто иное, как иллюзия, враг прогресса, препятствие на пути человека к счастью.
Теософия и есть научная религия и религиозная наука, поскольку включает обе — науку и религию.
Теософия не есть вера или догма, сформулированная или изобретенная человеком. Это знание законов, управляющих эволюцией физических, астральных и ментальных компонентов природы и человека.
Современная религия — ничто иное, как ряд догм, выдуманных человеком, в которых нет научного основания для провозглашенной этой религией этики. В то же время наша наука всё еще игнорирует скрытое от глаз, и, отказываясь признать, что человек способен познать Всё, она оставляет его в стороне от всеобъемлющего и реального опыта, лежащего в основе видимого и осязаемого мира.
Теософия же знает, что Всё включает видимое и невидимое и, рассматривая видимые вещи и объекты как нечто преходящее, она охватывает явления природы как снаружи, так и изнутри.
Таким образом, будучи всеобъемлющей, теософия не видит вокруг неразрешимых загадок, она изгоняет слово «случайность» из своего словаря и приветствует управляющие природой законы во всех и в каждом обстоятельстве.
Человек обладает бессмертной душой, и это является общей верой для огромного большинства людей.
Теософия добавляет к этому, что человек и есть эта душа. Всё в природе способно к ощущению. Огромное разнообразие объектов и людей — это не просто коллекция случайно брошенных вместе атомов.
Эти атомы соединяются согласно вытекающим друг из друга законам. Начиная с мельчайшего атома, Всё есть душа и дух, постоянно развивающиеся согласно лежащему в основе Всего закону.
Теософия учит тому же, чему учили древние, — что путь эволюции это драма, в которой Природа существует только для одной цели — постижения необходимого душе опыта.
У теософа нет разногласий с профессором Хаксли* в предположении, что во Вселенной должны быть существа с интеллектом, настолько превосходящим наш, насколько наш превосходит интеллект черного жука.
Эти существа активно участвуют в управлении процессом эволюции. Опираясь на знания своих учителей, теософ добавляет, что существа, имеющие такой высокий интеллект, были людьми и пришли, как все мы, из других, прежде существовавших миров, где они приобрели разнообразный опыт, подобный тому, который возможно приобрести и в нашем мире.
Таким образом, мы появляемся не в первый раз, когда приходим на эту планету, но следуем долгим, бесконечным курсом деятельности и интеллектуального познания на других планетах, часть которых была разрушена задолго до того времени, когда конденсировалась Солнечная Система.
Таким образом, колоссальное достижение эволюции на нашей планете — это результат деятельности и эволюции других планет, умерших очень давно, чья энергия использовалась для возникновения планеты Земля.
В свою очередь обитатели этих умерших планет пришли на них из других, старых миров, чтобы продолжать предназначенную им работу в материальном мире. Самые яркие планеты, такие как Венера, населены более развитыми существами, которые когда-то были на такой же низкой ступени развития, как наша, но сейчас достигли уровня, непостижимого для нас.
Таким образом, у человека — существа с наиболее развитым во Вселенной интеллектом — всегда были и есть друзья. У него всегда были Старшие Братья, которые постоянно следили за прогрессом тех, кто отставал, сохраняли знания, накопленные эонами наблюдений и опыта.
Они постоянно искали возможности для того, чтобы дотянуть развивающийся интеллект расы — на этой и других планетах — до понимания великой истины, касающейся судьбы души.
Эти Старшие Братья также хранят накопленные ими знания о законах всех миров природы и, когда циклический закон позволяет, они используют эти знания во благо человечества.
Независимо от того, в какой части света каждый из них находится, они всегда хорошо знают друг друга; каждый работает на пользу человечества, используя свой собственный метод. В некоторые периоды, когда социальная организация, моральные ценности и уровень развития наций позволяли их присутствие, они жили среди людей и были хорошо известны.
Но приди они открыто в неподходящее время, кое-кто поклонялся бы им как богам, другие преследовали бы их как дьяволов. Появляясь среди людей, некоторые из них правят нациями, некоторые являются учителями, несколько были известны как великие философы, но есть и другие, остающиеся неизвестными никому, за исключением самых выдающихся среди них самих.
Случись им стать известными людям текущей цивилизации, ценности которой основаны на деньгах, популярности, славе и эгоизме, их цели могли бы пострадать. Настоящее время — «это переходное время», сказал один из Старших Братьев, когда одна система мышления, науки, религии, государства и общества сменяется на другую.
Умы людей только готовятся к изменению, которое позволит человечеству достичь момента, подходящего для того, чтобы мы могли увидеть их воочию. Старших Братьев без преувеличения можно назвать несущими свет правды через века.
Их исследованию подлежит всё, они знают природу человека, его способности к познанию и его судьбу, его состояние до рождения и состояния, в которых он пребывает после смерти его тела. Они стояли у колыбели наций и видели колоссальные достижения древних, грустно наблюдали разрушение тех цивилизаций, которые не имели сил сопротивляться циклическому закону подъема и падения.
Во время катаклизмов, приводивших к полному уничтожению искусства, архитектуры, религии и философии, они сохраняли свидетельства о них в местах, безопасных от разрушения обоими — человеком и временем.
С помощью специально подготовленных членов Братства, имеющих особые психические способности, они внимательно наблюдали невидимые ментальные и астральные планы природы, собирали и сохраняли данные о них.
Они смогли разгадать тайны звука и цвета — единственные, благодаря которым возможно общение с невидимыми нами элементалами. Это позволяет им знать, почему и для чего идет дождь, пуста ли Земля внутри, что заставляет ветер «дуть» и свет светить.
Но самое важное, что подтверждает их проникновение в саму суть природы, это то, что они знают, что такое абсолютное время и его деление, что значит цикл и что такое время цикла.
Деловой человек девятнадцатого века, который читает газеты и верит в современный прогресс, может задать вопрос: если существуют Старшие Братья и они могут всё, о чем вы говорили ранее, то почему они не оставили след в истории и не объединили людей вокруг себя?
Вот их собственный ответ, который опубликован не так давно мистером А. П. Синнеттом:
«Если позволите, начну с вопроса о том, что «Братству» якобы не удалось «оставить какой либо след в мировой истории». Вы полагаете, что Братьям, при тех исключительных преимуществах, которыми они располагают, следовало бы «собрать в свои школы значительную часть наиболее просвещенных умов каждого народа».
Но откуда вам знать, что Братья не оставили в истории следа? Знакомы ли вы с их успехами, стремлениями, неудачами? Есть ли у вас основания судить их? Да и как ваше общество могло бы собрать доказательства поступков, совершенных людьми, которые перекрыли все возможные подступы для назойливых любопытных, чтобы не дать за собою шпионить?
Первейшим условием успеха Братьев было то, чтобы за ними никто не следил и чтобы им никто не мешал. Сами они знают, чего добились, но всё, что могли бы воспринять те, кто не входит в их круг — это результаты и следствия, причины которых скрыты от посторонних глаз.
Чтобы как-то объяснить эти результаты, людям в разные эпохи приходилось изобретать теории о вмешательстве богов, об особых силах провидения, о благоприятном и враждебном влиянии звезд.
В течение так называемого исторического периода, а также и до него, не было времени, когда бы наши предшественники не формировали события, не «делали историю», факты которой историки впоследствии неизменно искажали в угоду современным предрассудкам.
Вполне ли вы уверены в том, что видные героические фигуры, эти действующие лица драм, следовавших одна за другою, зачастую не были просто марионетками в руках Братьев?
Мы никогда не претендовали на способность ввергать целые народы в тот или иной кризис, вопреки основным тенденциями космических процессов вселенной. Циклические процессы должны идти своим чередом.
Периоды света и тьмы в умственной и нравственной сферах сменяют друг друга, как день сменяет ночь. Великие и малые юги должны завершаться согласно установленному порядку вещей. А мы сами, несомые мощным потоком, можем лишь видоизменять и направлять некоторые из его малых течений.» («Письма Махатм», письмо №5.)
В соответствии с законом циклов в течение «темного» периода в истории человечества истинная философия исчезает на время, но согласно этому же закону она появляется вновь, так же как солнце восходит и человеческий разум присутствует, чтобы видеть его.
Какая-то часть работы может быть выполнена только Мастером, тогда как другая требует участия помощников. Работа Учителя — хранить истинную философию, а помощь его сотрудников требуется, чтобы снова и снова провозглашать и распространять ее среди человечества.
Сейчас Старшие Братья ещё раз указали на существование истинной философии — теософии, а их помощники во всём мире заняты тем, чтобы шире распространять и применять ее в жизни.
Старшие Братья человечества — это люди, достигшие совершенства в прежние периоды эволюции. О том, сколько таких периодов было, современные эволюционисты не знают.
Но древние индусы, а также философы, стоявшие у истоков чистых, не извращенных форм греческих мистерий, очень давно знали их суть. Периоды, когда из Великого Непознаваемого проявляются видимые вселенные, бесконечно приходят и уходят, сменяясь такими же периодами тишины и покоя.
Цель таких мощных волн — это создание совершенных людей, эволюция души, и они всегда являются свидетелями увеличения числа Старших Братьев, которые видят жизнь простых людей как смену дня и ночи, бодрствования и сна, рождения и смерти, «ибо эти две противоположности — свет и темнота, день и ночь, — суть вечные пути мира».(Бхагавад-гита, гл. VIII.)
В каждую эпоху и во всех национальных историях этим людям, обладающим силой и состраданием, давались разные определения. Их называли: посвященные, адепты, маги, иерофанты, волхвы востока, мудрецы, братья.
Но в языке санскрит есть слово, которое сразу ставит их в определенное положение по отношению ко всему остальному человечеству. Их называют Махатмами.
Слово состоит из: маха — великий и атма — душа. И поскольку все люди — это души, их отличие от других состоит в определении «великий». Слово «махатмы» начало широко использоваться Теософическим Обществом после того, как мадам Блаватская стала постоянно упоминать их, как своих учителей.
Сначала их знали как Братьев, но после того, как к теософическому движению присоединилось много индусов, стало использоваться слово «махатма», поскольку оно широко применяется в индийской литературе, ритуалах и традициях.
В разные времена беспринципные враги Теософического Общества говорили даже, что это название выдумано, и что махатмы неизвестны индусам и не упоминаются в индийской литературе.
Но такие заявления сделаны только для того, чтобы, по возможности, дискредитировать философское движение, которое угрожает полностью лишить состоятельности ложные теологические догмы, преобладающие в умах людей.
Это слово входит во все произведения индийской литературы, особенно часто его используют в северной части страны. В шедевре древних времен, поэме Бхагавад-гита, которую любят и ценят все индусские секты, и которая также получила высокое признание западных критиков как благородное и прекрасное произведение, есть строки: «...таких махатм очень трудно найти«.(Бхагавад-гита, гл. VII.)
Но, безотносительно к дискуссии об именах, есть достаточно аргументов и доказательств для утверждения, что люди, о которых мы говорим, владеющие замечательными знаниями, существуют, а их объединение всегда существовало и существует сейчас. Древние мифы постоянно упоминают их.
В древнем Египте они были великими царями-посвященными, их называли сынами солнца и друзьями великих богов. У наших современников есть привычка умалять идеи древних и их самих.
Но истина заключается в том, что эти великие египтяне были посвященными, членами одной великой Ложи, в которую входят все остальные адепты разного уровня и способностей. Более поздняя и склонявшаяся к упадку египетская цивилизация, конечно, подражала своим предкам. Но это произошло уже в период, когда истина в очередной раз начала исчезать под возраставшим влиянием догм и духовенства.
У народа Индии, давно забытого и игнорируемого сильным и эгоистичным, воюющим и торгующим Западом, мы найдем знания, касающиеся этих замечательных людей, примером которых могут служить Ной, Авраам, Моисей и Соломон.
Среди этих совершенных людей есть такие, кто по своему характеру и темпераменту подходят для того, чтобы сохранять философские, этические и психические ценности, которые были бы навечно потеряны для нас, будь они оставлены на разграбление готам и вандалам, какими были западные нации в ранние времена своей борьбы за образование и цивилизацию.
Посланцы католических правителей Испании в Центральную и Южную Америку бессмысленно сожгли найденное там огромное количество исторических и этнологических богатств. Если бы Англия не подняла свой защитный меч против них, они бы сделали с книгами и папирусами Индии то же самое, что они сделали в Америке, и что их предшественники пытались сделать с Александрийской библиотекой. К счастью, события сложились иначе.
Мы всегда можем найти имена великих адептов в индийской литературе. Все они хорошо известны людям и все они учили одному — великому эпосу человеческого духа. Их имена неизвестны на Западе, но сведения об их мыслях, их работе и необыкновенных способностях остались.
На тихом, малоподвижном Востоке нашего времени есть сотни тех, кто по своему опыту знает, что Великая Ложа всё еще существует, и махатмы, адепты, посвященные и братья входят в ее состав. Более того, на этой земле есть много таких, кто обладает удивительным влиянием на силы природы, что позволило нам получить неопровержимые свидетельства для доказательства выдвинутых здесь утверждений.
__________