ПРАНАЯМА.
В предыдущей главе кратко упоминалось о пранаяме, но необходимо более подробное описание, чтобы понять основу йоги в методе свародаи. Слово «пранаяма» состоит из двух слов: «прана» — жизненная энергия тела, также и дыхание; а «яма» — контроль. Вместе слово означает метод контроля дыхания и представляет собой одну из восьми ступеней древней науки йоги.
Вся практика йоги начинается с ямы, которая связана с моралью, клятвой не навредить, быть правдивым, честным, воздержанным, нежадным, уметь прощать, быть чистоплотным, употреблять чистую пищу.
Затем следует нияма, что является моралью на более тонком уровне и включает в себя внутреннюю чистоту, удовлетворенность, простоту, духовную работу, самоотдачу.
Асана — третья стадия — это физические позы, которые помогают физическому здоровью и выносливости при многочасовых медитациях.
Пранаяма — четвертая стадия, находящаяся на границе между физическим и духовным направлениями йоги.
После пранаямы следует пратъяхара— изъятие осознавания из чувств (ощущений) и направление его к следующей стадии — дхаране, или умственной концентрации.
Седьмая стадия — дхьяна, или созерцание (медитация). Эта стадия достигается, когда дхарана (концентрация) становится абсолютно устойчивой, направленной в одну точку, не нарушаемой никакими мыслями.
Заключительная стадия — самадхи, или транс, в котором ум свободен от всего материального и направлен в самую отдаленную реальность.
Три ступени пранаямы — это то же, что и три акта естественного дыхания: вдох (пурака)> задержка (кумбхака) и выдох (речака).Единственная разница в том, что в естественном дыхании ритм постоянный, а в пранаяме он постоянно меняется в зависимости от типа пранаямы, например:
- быстрый вдох и выдох через обе ноздри называется бхастрыка и, как говорят, очищает носовые пазухи и тонкие каналы;
- вдох через правую ноздрю, задержка и выдох через левую ноздрю называется суръя-бхедана(«покорение солнца») и используется для успокоения ума;
- вдох через обе ноздри и выдох через левую называется уджджаи и помогает выздороветь от заболеваний, вызванных чрезмерным скоплением слизи, и укрепить сердечные мышцы;
- вдох через рот, язык принимает форму трубочки, выдох через обе ноздри называется шшпали(«охлаждение»), которое продлевает молодость и помогает пищеварению;
- долгая задержка после медленного вдоха называется плавини («плавающая»);
- просто задержка дыхания без вдоха и выдоха называется кевала-кумбхака,
- жужжание во время вдоха называется бхрамари («пчела»), очищает горло и голосовые связки.
Для проведения пранаямы найдите чистое, тихое, приятное место и сядьте на хлопчатобумажный или шерстяной коврик. Йогические тексты обычно рекомендуют падмасану пли сукхасану, но возможна любая удобная поза, но при этом необходимо позвоночник держать прямо, а голову приподнять в соответствии с прямым позвоночником.
Когда надо закрыть какую-либо ноздрю во время пранаямы, то безымянным пальцем и мизинцем правой руки закрывайте левую ноздрю, а большим пальцем — правую. Указательный и средний пальцы никогда не используют.
Три ступени пранаямы:
- закройте правую ноздрю и глубоко вдохните через левую. Это называется пурака (вдох);
- задержите вдохнутый воздух насколько это возможно, но так, чтобы не было ощущения дискомфорта. Это называется кумбхака (задержка);
- медленно выдохните через правую ноздрю. Это — речака (выдох).
Повторите это процесс, поменяв ноздри. Весь цикл проделайте столько раз, сколько можете, но без напряжения. Обычно соотношение между тремя актами вдох-задержка-выдох составляет 1:4 :2, но оно может меняться для тех, кто не может сдерживать дыхание так долго по физическим причинам, а также в зависимости от типа пранаямы.
Во время вдоха медитация на манипура-чакре (солнечном сплетении), как известно, быстро приводит ум в самадхи.
Медитация на анахата-чакре(области сердца) рекомендуется во время задержки дыхания,
а на аджня-чакре — во время выдоха. Пурака стабилизирует потоки жидкости в теле, делает свободным движение крови, слюны и желудочных соков.
Кумбхака продлевает жизнь. Речака изгоняет нечистоты из физического и тонкого тела.
Пранаяма выполняется в тишине или сопровождается мантрами. Обычно, используется основная мантра «Ом», состоящая из звуков «а», «у», «м». Вдох сопровождается звуком «у», задержка — носовым «м» (анусварой), выдох — «а» (согласно «Дхьяна-бинду Упанишад»).
После пранаямы выполните уддияна-бандху, чтобы живое дыхание протекало через центральный канал . Если живое дыхание начинает протекать через центральный канал сушумна-нади, то в результате получаем солшйш.
Тысячелепестковый лотос раскроется, и ваше сознание соединится с Космическим Сознанием с ощущением блаженства. Пранаяму можно выполнять в любое время дня и ночи. Важно, чтобы ум был в состоянии покоя.
Никогда не выполняйте пранаяму во время эмоционального или психического расстройства. Важно помнить, что по книге нельзя научиться практике контроля дыхания, но лишь под руководством йога-гуру.
«Хатха-йога-прадипика» предупреждает: «…Пранаяма, выполненная правильно, устраняет все заболевания, а выполненная неправильно, может стать причиной разных болезней…».
Если пранаяма выполнена правильно, ум успокаивается, его процессы становятся тонкими. Это способствует полной концентрации ума и и автоматически из него уходят грубые чувственные восприятия. Ум, свободный от внешнего воздействия, все глубже погружается в медитацию, пока полностью не достигнет самадхи — конечной цели йоги.