Шива-Свародая.Часть 3. ЛАЙЯ-ЙОГА.

  Автор:
  918

 

ЛАЙЯ-ЙОГА И ДРУГИЕ МЕДИТАЦИИ

Медитация на области между бровей (место аджня-чакры) и кончиком носа помогает очищать тонкие каналы.

Метод такой медитации прост. Выберите спокойное чистое место и сядьте в позу лотоса или другую удобную позу. Убедитесь, что живое дыхание протекает через благоприятный для этого времени и дня канал.

Если канал (нади) дыхания не благоприятный, поменяйте его, используя один из описанных ранее способов. Как только живое дыхание начнет идти через необходимый канал, постарайтесь сконцентрировать взгляд на кончике носа.

С открытыми глазами, взглядом, направленным слегка вниз, смотрите на кончик носа. Обычно мы можем видеть лишь одну сторону носа, вот и примите эту сторону за кончик носа и медитируйте на нем.

Это может быть утомительно для глаз и поэтому начинать надо только с двух минут за один сеанс. Примерно через два дня глаза привыкнут смотреть на таком близком расстоянии.

Как только глаза привыкнут, закройте их и сконцентрируйтесь на мысленном образе «кончика носа». Примерно через месяц или как только вы научитесь медитировать на кончик носа поднимайте центр концентрации взгляда выше, пока не достигнете места аджня-чакры.

Эти два способа медитации называются бхучари («указывающая на землю») и кхечари («указывающая на небо»). Когда бхучари и кхечари завершены, внутренний взгляд становится беспокойным и неустойчивым.

Это называется чачари («движущаяся») и извещает о наступлении конечной стадии агочарбу когда исчезает объект концентрации и ум полностью погружается в «бесконечность». Когда наступает эта стадия, живое дыхание начинает протекать через центральный канал и медитирующий становится просветленным.

Все выше описанные медитации можно сопровождать повторением мантры. Это помогает концентрации, так как постоянное повторение ряда звуков способствует (побуждает) к некоторому самовнушению и успокаивает возбужденный ум.

Мантра — это звуковой образ. Это может быть имя божества или односложное магическое слово, например, «Ом», или фонема санскрита, имитирующая какой-либо природный звук, или это может быть короткая молитва.

Чтобы образовать звуковой образ мантры, надо громко произносить звук с помощью голосовых связок, губ, языка и зубов. Это называется вайкхари, или внятно слышимая мантра.

Перед произнесением слышимого звука речевые центры мозга активизируют голосовой аппарат. Это 1-я стадия. Еще не произнесен ни один звук, а его форма уже ясно выражена в нашем уме.

Самого звука нет, а только умственный процесс. Эта стадия называется промежуточное звено, или мадхьяма.

Способность человека создавать из набора звуков понятную осмысленную речь называется в тантре пашъянти, или предвидение. Центр иашьянта-стадии звука, как говорят, находится в анахата-чакре.

Чистый звук как форма кинетической энергии, которая может проявиться при вибрации, называется пара, или конечная (наивысшая) стадия образования звука.

Мантра может быть на любой из четырех стадий образования звука. Когда она повторяется громко, то это называется слышимая стадия —вайкхары.Многие мантры произносятся только на этой стадии.

Но когда серьезный ученик повторяет мантру тихо, когда губы и язык шевелятся, а не слышно звуков, мантра, говорят, пребывает в стадии мадхьяма.

Когда ум спокоен и мантра произносится автоматически, в ритме дыхания,— это стадия пашъянти. Дальше пашъянти находится мантра, вместе с которой ум ученика устремляется в бесконечность.

Эта стадия мантры называется пара. В «Тайттирия Упанишад»  говорится: «Тот, кто познал блаженство Брахмана, где слова и ум не нужны, так как они не способны достичь Его, тот ничего не боится».

СОЗНАНИЕ

По учению йогинов, существуют четыре состояния человеческого сознания. Основное и экзотерическое (общедоступное) — это состояние бодрствования, или джаграт.

Затем — состояние грез, сновидений, или свапна, когда нет осознанности окружающего мира и ум — в состоянии беспокойства (не отдыхает). В активном состоянии находятся мир сознания и подсознания.

Третье состояние — глубокий сон без сновидений, или сушупти, когда ум в покое, семена умственной деятельности дремлют. Как только человек просыпается, ум переходит в состояние бодрствования, дремавшие семена прорастают во множество проявлений ума.

Четвертое состояние, турия, не совсем обычное состояние, когда ум «уходит» и не существует чувство «я». Эти четыре состояния сознания сравнивают с четырьмя стадиями звука в тантре.

Проведение медитаций и повторение мантр (джапа), основанных на идее 4х стадий, имеют целью вести ум от грубого к тонкому и выше. Это также называется лайя-йогой, в которой ум поглощается Космическим Разумом.

ВОСЕМЬ МИСТИЧЕСКИХ СИЛ.

Восемь мистических сил (сиддхи), которыми может владеть йогин, кратко описаны в настоящей главе. Эти силы — побочный продукт йогической практики. Когда вы уже совершенствуетесь в разных стадиях йоги и умеете глубже погружаться в медитации, то эти восемь сил приходят к вам.

Настоящее овладение этими силами заключается не в том, чтобы дать увлечь себя ими, а чтобы стремиться дальше к конечному (максимальному) просветлению. Однако, некоторые йоги не интересуются максимальным достижением. Их удовлетворяет больше материальная польза, чем духовная. Восемь сиддхи для них — единственная цель.

  • Первая сиддхи называется анима («подобная атому»). Это та сила, с помощью которой человек может трансформировать свое тело по желанию в наилегчайшее живое существо. Этой силой можно овладеть путем глубокой медитации в центре сердца.
  • Вторая сиддхи — прямая противоположность первой и, как говорят, обладает способностью трансформировать тело в самое большое живое существо. Она называется махима и ее можно достичь путем медитации на Космический Разум (махат) — первую трансформацию из первоначального состояния природы(пракрити).
  • Третья сиддхи-Гарима — способность стать грубым и тяжелым, как сама материя. Постоянная медитация на элемент земли, говорят, придает такую силу.
  • Четвертая сиддхипод названием лагхима, — совершенная противоположность гаримы и дает силу, чтобы тело стало легким, как воздух. Глубокая медитация и слияние с элементом воздуха — источник этой сиддхи.
  • Пятая-Прати — сила увеличивать все по желанию. Эта сила совершенно проста, мы часто слышим о святых и религиозных людях, которые могут накормить тысячи страждущих одним только горшком риса. Прати достигается медитацией на принцип (источник) первичного эго (ахам-кары).
  • Шестая сиддхи под названием пракамъя дает силу притягивать дальние объекты (предметы). К этой сиддхи ведет медитация на элемент эфира.
  • Седьмая -Ишитва — сила, способная влиять на материальные объекты, а
  • Восьмая -вашитва— влияние на умы. Обе сиддхи достигаются медитацией на творческие силы вселенной.

Существует много других второстепенных сиддхи наравне с главными силами. Все они — символы духовного роста, но в то же самое время, могут стать препятствием на духовном пути.

Это возникает в том случае, если человек становится способным пользоваться этими сиддхиу он привлекает к себе всеобщее внимание и становится популярным, а популярность и известность ведут к чувству гордости, что и является помехой для внутреннего роста.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРАВИЛА СВАРОДАИ.

Первое основное правило свародаи, о котором еще не упоминалось, заключается в том, что необходимо всегда соблюдать гармонию между теплым солнечным дыханием правой ноздри и холодным дыханием левой лунной ноздри. Вот некоторые правила:

  1.  во время полнолуния луна руководит ночью, поэтому влияние солнца минимально. Чтобы это уравновесить, необходимо и полезно закрыть левую ноздрю и дышать только через правый канал всю ночь;
  2.  во время темной луны месяца влияние луны отсутствует. В этот период будет благоприятно закрыть солнечный канал и дышать всю ночь через лунный;
  3. если случится, особенно на прогулке или во время физических упражнений, вы почувствуете внезапное повышение температуры или сильное утомление, закройте солнечный канал и дышите через лунный до тех пор, пока усталость или температура не исчезнут;
  4. иногда жизненную энергию можно терять через уши, так как второстепенные (меньшие) каналы пуша и яшасвини соединяют основную чакру с ушами. Поэтому, находясь на открытом воздухе в сильную жару или холод, держите уши закрытыми;
  5. медитация и созерцание полумесяца в точке между бровей, говорят, вылечивает все психосоматические заболевания, освежает и успокаивает ум. Такая польза может быть только в случае, если вы способны к полному, ясному созерцанию;
  6.  когда вы испытываете сильную жару и нет рядом воды, закройте солнечный канал и медитируйте на языке и слюне на нем. Это поможет вам легче переносить жару;
  7. после полового акта, выполненного по правилам свародаи, партнеры должны выпить большое количество холодной воды, причем маленькими глотками;
  8.  некоторые древние тексты свародаи предлагают быстрое, чередующееся дыхание в течение 2-х минут после каждого обильного принятия пищи. Говорят, это способствует более свободному потоку в тонких каналах и улучшает работу органов пищеварения.

Эти общие правила помогают сохранять в хорошем состоянии тонкое и физическое тела.

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Людмила Солнцева

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук