Продолжение статьи ЭКЗОТЕРИЧЕСКАЯ И ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ.

  Автор:
  842

Неужели вы думаете, что Е.П.Б. была всего лишь обычной женщиной? Неужели вы думаете, что истории, рассказанные о ней, вроде
Incidents in the Life of H.P. Blavatsky* г-на Синнета, содержат все реальные факты о ее жизни; и неужели вы полагаете, что приводимые там высказывания полностью ее объясняют? Не верьте этому!

Сами факты противоречат подобной вере. Такая женщина, которую описывает г-н Синнет в своих Incidents, никогда не смогла бы перевернуть мир, как это сделала Е.П.Б. Неужели вы думаете, что русская девушка, которую он описывает и так называемая
русская жрица, которую Соловьев, ее бывший друг, а позже лютый враг, постарался изобразить, смогла бы сделать это?

Неужели вы думаете, что лицемер, лживое сердце вкупе с заурядным умом, могли бы собрать вокруг нее интеллектуальных и часто высоконравственных людей, которых собрала она? Конечно же, нет.

Рассмотрите факты из жизни Е.П. Блаватской. Не позволяйте себе увлечься россказнями о ней. Поразмыслите над ними сами, потому что размышление — одна из первейших обязанностей теософа, а потом уже делайте собственные выводы. Действительно, истории, рассказанные о Е.П.Б., интересуют нас лишь как психологический феномен слабости человеческого мышления, поскольку говорят о несостоятельности мужчин и женщин, которые пытаются ее объяснить.

Охватить характер, конституцию Е.П.Б. в написанных о ней небылицах, претендующих на биографические, все равно что попытаться уместить океан в блюдце. Они, в лучшем случае, содержат определенные факты, собранные беспорядочно у членов
ее семьи — кто понимал ее, возможно, меньше,чем ее теософские друзья и кто так и говорил— собранные воедино и нанизанные на некую нить повествования.

Ведет ли чтение подобных россказней к пониманию того, кто cделал то, что сделала она? Е.П. Блаватская имела, конечно, тело женщины, помните это; а оживляло и воспламеняло это тело с его мозговым разумом внутреннее божественное Солнце, внутренний Будда, живой Христос, как сказали бы сегодня христиане-мистики.

Но между этим божественным огнем и воспринимающим, мистически подготовленным и образованным мозгом женщины был психологический аппарат, обычно называемый на языке Запада человеческой душой, который, в ее случае — ибо она была Посвященной Ордена Будд Сострадания и Мира— иногда отступал в сторону и давал возможность заполнить образовавшуюся таким образом пустоту человеческой душе, гораздо более возвышенной, чем даже ее.

Стало быть, она была аватарой своего рода. Именно это буддхическое сияние, заполнявшее собой пустое место, которое она с такой
радостью предоставляла, и творило большей частью чудеса, совершенные Е.П.Б. Вы можете припомнить, что в своих трудах она часто проводила различие между тем, что она называла Е.П.Б. и Е.П. Блаватская.

Е.П. Блаватская была женщиной, чела, устремленным, познающим, великолепным, благородным, мужественным чела. Но Е.П.Б. являла собой разум Учителя, говорившего через нее. Тело и дух, единая сущность; затем срединный психологический аппарат, обычно называемый душой, временно извлекаемый по желанию.

В действительности же, когда Е.П.Б. была послана в качестве вестника, значительная часть этого психологического аппарата осталась позади. Этот факт объясняет так называемые противоречия в ее характере, которые видели люди, пытавшиеся
о ней писать — и видели очень ясно, поскольку не могли не видеть — но которые они не понимали и по которым они часто неправильно о ней судили, неправильно ее понимали.

Но когда священное пламя заполняло собой эту пустоту, тогда действовала Е.П.Б. — учитель, мудрец, провидец, учивший великим научным истинам природы, которые наука лишь сегодня начинает признавать, подаривший человечеству большую надежду, раскрывший глаза людям, создавший новую философию-религию-науку для людей.

Должны ли мы смотреть на Е.П. Блаватскую лишь как на русскую аристократку? Если да, то она была самой чудесной аристократкой! Элементарная теория не согласуется с фактами —русская женщина, не имевшая, строго говоря,
никакого образования: ни в области науки, ни в области религии, не говоря уже о философии, но образованная мистически и, тем не менее, та самая Е.П.Б., которая жила и учила как адепт и которая в своих учениях представала Учителем по всем этим отраслям человеческого знания!

Должны ли мы смотреть на нее как на воплощенного махатму? Факты говорят об обратном, все говорит об обратном, также как
все они противоречат предыдущей теории. Давайте принимать Е.П. Блаватскую такой, какой она была, а не какой ее ложно представляли. Давайте принимать ее такой, какой мы ее знаем. Давайте принимать ее такой, какой она предстает в своих книгах.

Давайте принимать факты, а не чьи-то теории о ней; и если вы достаточно мудры, вы увидите, вы поймете, кем она была и что собой представляла.Бывали времена в ее светской жизни, когда она была очаровательной хозяйкой дома,grande dame. А временами — превосходной, чрезвычайно талантливой пианисткой.

А иногда она очаровывала людей своим потрясающим даром рассказчика и завораживала, бывало, своими рассказами всех присутствовавших в комнате, так что все слушали ее, затаив дыхание. Ученый, рабочий, дворянин, князь и крестьянин — все собирались послушать ее.

А бывали времена, в ее доме, когда все стихало и вокруг нее собирались ее ученики; когда она учила некоторым истинам, почерпнутым из Великих Мистерий религии мудрости прошлого. Бывали также времена, когда она сидела за своим письменным столом и писала, писала, писала с утра до ночи, а потом ложилась и, как она сама говорила, на некоторое время отправлялась «домой». Тогда она отдыхала!

Бывали времена, когда она устраивала приемы, принимая ученых, философов, мыслителей, разнообразных полемистов от философии, науки, религии; болтала с ними, и они уходили от нее в изумлении. «Откуда в этой женщине такое удивительное понимание? Как случилось, что она рассказывает мне о секретах моей профессии, о которых я прежде ничего не знал?

Откуда у нее эта способность доказывать мне, что это именно так?» Все эти настроения, все эти стороны ее характера действительно имели место, и все они должны учитываться. Только объяснение самих фактов позволит вам ее понять. Временами она была женщиной, нежной и сострадательной, со свойственной женщинам любовью к кольцам, благоухающим духам и добрым друзьям

.Временами она была учителем и мудрецом. А иногда — сильной и походила на мужчину, так что, как говорили ее друзья,
поистине казалось, будто через нее проявлялся воплощенный мужчина — не любой мужчина, но Мужчина.

Итак, перед вами: тело, женщина, аристократка, хорошо подготовленная, хорошо воспитанная, плохо образованная; божественное
пламя внутри нее, которое временами как бы охватывало ее мозг — и тогда она говорила как пифия, как пророчица,как дельфийский оракул; и подобным же образом в других случаях ее как аватару наполняло священное пламя одного из Величайших Существ.

И тогда она была мудрецом и провидцем и писала книги, предвосхищая в этих книгах то, что сбывалось позднее и указывая людям на опасность веры, оторванной от нравственных норм. Давайте примем Е.П. Блаватскую такой, какой она была; и заметьте, друзья: мы, изучавшие Е.П.Б., любим ее, преданы ей и сердцем и душой, тем не менее, мы должны решительно противостоять любым попыткам ее обоготворить, сделать из нее нового Иисуса.

Вы знаете,что сказали нам Величайшие Существа: больше всего на свете хотим мы братства среди людей, братства, которое спасет человечество от грозящих ему катастроф, вызванных его собственным безумием. Катастрофы, катаклизмы,нравственные и даже физические, грозящие нам даже сейчас, неизбежно обрушатся на нас, если мужчины и женщины не изменят свой склад мышления и, следовательно, свои действия, свое поведение.

Мы должны решительно противостоять любым попыткам создать новую религию, которая, как указали наши великие учителя, является одним из величайших проклятий и несчастий, поражающих человечество в настоящее время: вера в спасителя
извне, а не преданность божественному духу внутри. Ибо внутри, воистину, вся истина, вся гармония, вся мудрость, вся любовь, все спокойствие.

Внутренний бог в каждом из вас —часть сокровенного сердца вселенной, а что касается этого сердца вселенной, то каждый из
вас и есть ОНО. Е.П.Б. действительно была тайной, но хотя она и была тайной, тайна здесь не означает то, что подразумевается под этим словом на Западе.

Она была тайной в том смысле, который придавали этому слову древние греки, когда говорили о древних Мистериях и древних Школах Мистерий — что-либо сокрытое, но что можно познать, что-либо оккультное и святое, но что можно передать.
Е.П.Б. можно понять; и когда мы ее понимаем, мы ее еще больше любим; чем больше мы ее понимаем, тем сильнее наша любовь к ней,наше благоговение перед ней.

И пусть никогда не случится так, что теософы обманут ее доверие настолько, что повернутся спиной к Мистическому Востоку, на который она всегда указывала, и станут обожествлять аватару. Давайте же будем верны своему долгу. Мы можем любить, почитать, подражать примеру величайшего мужества и возвышенной надежды, который она нам преподала.

Мы можем попробовать стать такими же, как эта великая женщина и как многие другие вроде нее, которые появлялись в прошлом, которые появятся в будущем; как другие, куда более великие, чем она,но давайте никогда не будем возвеличивать ее,как поступили, увы! с одним из Учителей в первые века христианства.

Величайшая дань, которую мы можем воздать нашей любимой Елене Петровне Блаватской — это продолжать,преданно и с любовью к ней, труд, так величественно ею начатый.

Хобарт Лоренц Готфрид де Пурукер- Президент Теософского общества (Поинт-Лома) 1929-1942гг.                                                            Wind of the Spirit, второе издание, © 1984 Theosophical University Press.Перевод с английского Сухоруковой Татьяны Олеговны (г.Москва)  (ТЕОСОФСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ #9, весна 2017)

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Людмила Солнцева

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук