ЭКЗОТЕРИЧЕСКАЯ И ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ Елена Петровна Блаватская.

  Автор:
  1867

Вместо того, чтобы рассказывать вам, в чем состояла работа Е.П. Блаватской и что ею сделано, возможно, стоит поделиться    несколькими важными мыслями относительно самой Е.П.Б.: кем она была, что собой представляла и почему появилась.

Итак, поговорим сначала об экзотерической Е.П.Б. Эта великая женщина являла собой два в одном: внешняя, смело смотревшая миру в лицо и вынужденная противостоять условиям того мира, в который она пришла работать; и внутренняя — живое пламя любви и разума,пламя вдохновения и священного света; и это последнее было эзотерической стороной Е.П.Б.

Если вы, вглядываясь в ее лицо, изучая его и рассматривая русские черты, черты, говорящие о степях Великой России, остановитесь исключительно на них, вы увидите только лицо,в котором не так уж много чисто человеческой красоты. Те же, у кого есть глаза, чтобы видеть и кто может узреть сквозь покров физической личности, в действительности могут разглядеть  нечто большее.

Они могут увидеть красоту , они могут увидеть пронзительную грусть и великую скорбь — не скорбь, не грусть того,кто должен был проделать большую работу и не смог или не сделал ее, но острую тоску, грусть,печаль, которые всегда ассоциировались с фигурой, называемой на Западе Христом.

Именно так! Ибо за покровом этих внешних черт, которые некоторые художники назвали уродливыми, мы видим эфирную красоту, которую не так легко описать словами, но которую каждое сердце может уловить и которую каждый глаз, духовно открытый, может узреть.

В этом лице есть вдохновение, на которое чудесно взирать;в нем есть самоотверженность, божественные мысли, потому что в нем — истина, а истина — это само божественное сердце природы.Именно эти духовные качества излучает лицо Е.П.Б., когда мы смотрим на ее портрет, и эти качества говорят нам, что за внешним человеком скрывается внутренний живой эзотерический огонь.

Думает ли кто-нибудь, кто изучал древнюю религию мудрости, что Е.П. Блаватская пришла в Западный мир случайно, вне законов природы и строгой последовательности причин и следствий? Думает ли кто-нибудь, что все существующее не имеет своего строго упорядоченного места в космической гармонии?

Конечно же, нет. Следовательно, это означает, что она пришла в соответствии с законом, одним из законов природы, о котором невежественный Запад не знает почти ничего и потому сомневается, а сомнение — слепо, ибо всегда затуманивает внутреннее видение.

Е.П.Б. пришла, потому что пришел ее срок.Она была одной из ряда учителей, которые появляются в человеческой истории в определенные периоды на протяжении веков, один учитель за другим и всегда в надлежащее время, но никогда не случайно.

Она была одним из звеньев того, что посвященные Древней Греции называли Живой Цепью Гермеса, Золотой Цепью, в связи с передачей мистического и эзотерического света и истины, и она пришла по линии преемственности учителей, ей предшествовавших, каждый из которых был послан великим сообществом мудрецов и провидцев, называемых махатмами, старшими братьями человечества и другими именами.

Эти учителя,эти водители человечества приходят и учат, согласно закону — закону эзотерическому, закону природы — когда время требует их прихода; иначе, как же логически объяснить их последовательное появление?

Проходят века, и в каждом веке нарождается новое поколение, и каждое поколение получает свет от поколений ему предшествовавших— от своих предков. Но поколения восходят и нисходят: физически, что касается цивилизации, духовно — света, а также по линии интеллектуальной, этической и ментальной, которой следуют люди, оказывая цивилизирующее влияние на человеческую жизнь.

И сменяющие друг друга поколения всегда нуждаются в руководящем разуме, в свете, который заново дается из века в век, в возрождении, подобно фениксу, древних огней. Именно те, кто передает свет, и составляют Золотую Цепь Гермеса.

Итак, что же эти учителя приносят человечеству? Доктрины, противоположные и противоречащие доктринам и учениям тех, кто им
предшествовал? Никогда, если их учения правильно поняты. Изучите учения всех великих мудрецов и провидцев, появлявшихся
среди людей. Вы обнаружите, что они в сущности своей едины, хотя даны на разных языках, в разных формах и формулировках мысли,присущих соответствующим векам, в которых появлялся каждый из этих вестников.

Хотя и облаченное в различные одежды, тело истины,которой они учили и учат — едино.И так, что приносили эти мудрецы, то   принесла и Е.П. Блаватская. Изучите, проверьте это утверждение, докажите его самим себе —вся литература мира лежит перед вами, позволяя вам это сделать. Если она учила тому, чему великие провидцы, ей предшествовавшие, не учили, то я буду очень удивлен, если вы обнаружите это, но полагаю, что не обнаружите.

Вы помните, что сказал Конфуций по этому поводу:

«Я не учу ничему новому. Я учу тому,чему учили мои предшественники. Я люблю древних и потому учу тому, чему учили они».

Детали учения разнятся, одеяние учения меняется по необходимости, но само учение есть истина природы и о природе, о существе самой природы, ее структуре, действиях, устройстве,свойствах и законах. Когда теософ говорит о природе без всяких уточнений, он не ограничивает это слово лишь физическим миром.

Он имеет в виду Вселенское Бытие, включая божественную природу, духовную природу,интеллектуальную природу, физическую природу, астральную природу — все духовные и эфирные царства, и сферы, и миры, и планы,которые составляют то, что великие мыслители и Запада и Востока назвали духом, душой и телом вселенной.

Именно этому она и учила. Именно этому учили великие мудрецы и провидцы: открытой или внешней доктрине и внутренней или
скрытой доктрине; экзотерическая доктрина для народа и эзотерическая доктрина для тех,кто доказал, что способен ее понимать и, понимая, готов хранить ее в тайне и чтить как святыню.

Ибо, если бы нужно было дать это эзотерическое учение народу, оно было бы дано. Помните, что архаическая Религия Мудрости веков — естественное наследие человека и принадлежит ему по праву; но мы как индивидуумы не имеем права на это наследие,
пока не достигнем совершеннолетия, не станем мудрее и больше не будем духовными и интеллектуальными младенцами, готовыми злоупотребить тем, что, воистину, нам принадлежит по праву, но что природа, боги и учителя в своем сострадании, любви и мудрости утаили от заблуждающихся людей, пока они не научатся владеть собой.

Тогда люди смогут владеть тем,что принадлежит им по естественному праву.И тогда не будет больше опасности злоупотребления им.Величественная и возвышенная этика была основой того, чему учил этот благородный вестник учителей — Е.П.Б.

Она показала нам,что этика, нравственность покоятся на структуре и законах самой природы, что этика и нравственность — не просто человеческие нормы, что добро — вечно добро, как бы люди ни спорили о деталях и что зло — вечно зло.

      • Добро — гармония
      •  Зло — дисгармония
      • Гармония— сердце природы, исполненное любви, музыки и спокойствия, ибо она — равновесие;
      • Дисгармония — разлад, отсутствие спокойствия,диссонанс в природе и человеческой жизни;ибо вся природа одушевлена, как и человек, и эта доктрина этики является одним из благороднейших учений, которое она принесла.

    Она учила нас нашему неразрывному единству, нераздельности с сердцем Бытия, дабы смерть не рассматривалась больше как страшный фантом, но как величайшее приключение, которое человек может предпринять, возвышенное и изумительное посвящение в иные миры, в более благородную, величественную и великую жизнь.

    Хобарт Лоренц Готфрид де Пурукер- Президент Теософского общества (Поинт-Лома) 1929-1942гг.                                                            Wind of the Spirit, второе издание, © 1984 Theosophical University Press.Перевод с английского Сухоруковой Татьяны Олеговны (г.Москва)  (ТЕОСОФСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ #9, весна 2017)

Вы находите данную статью полезной или интересной? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими - просто нажмите на кнопки ниже:
Хочу получать новости
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *