Значение этих писем невозможно переоценить. Инициатива переписки исходила от А.П. Синнетта, в то время бывшего главным редактором англо-индийской правительственной газеты«Пионер» (“The Pioneer”). Будучи последователем теософии, лично знакомым с Е.П. Блаватской, Синнетт через ее посредничество обратился к духовным Учителям легендарного гималайского
Братства Адептов с предложением начать переписку, в ходе которой он мог бы задавать им вопросы относительно различных аспектов их философского учения.
Суть этой попытки состояла в том, чтобы открыть западному миру часть эзотерических философских доктрин Востока, освоение которых способно было придать интеллектуальному и духовному развитию современной цивилизации эволюционный импульс и, кроме того, предостеречь людей Запада от безоглядного увлечения опасным для подлинного духовного развития спиритизмом, которое в ту эпоху подобно психической эпидемии охватило США, Европу и перекинулось в Россию.
Эти послания являются источником уникальных знаний, сопоставимым по своему масштабу даже с таким фундаментальным трудом, как «Тайная Доктрина». Но помимо теоретических знаний о человеке и мироздании, «Письма Махатм» содержат в себе еще и массу интереснейшей информации, связанной с практическими методами самосовершенствования, с историей теософского движения.
В этих письмах раскрываются идейные основы учения Махатм и Их мировоззрения, а также отдельные стороны Их жизни и деятельности; говорится о вековых правилах, которые управляют всей жизнью таинственной гималайской обители. Пожалуй, нет в
эзотерической литературе столь живого и убедительного, основанного на реальных исторических событиях источника, как «Письма Махатм».
Эти письма написаны в конце XIX столетия, большая часть их принадлежит Учителю Кут Хуми (К.Х.), который является Учителем самого Д.К. Кут Хуми и другой Учитель, Мория, по праву считаются духовными вождями и инициаторами теософского движения, ответственными не только за его развитие по всему миру, но и за адаптацию или приспосабливание этой вневременной мудрости к современным нормам мышления и языка, отвечающим потребностям времени.
В письмах по большей части затрагиваются события, касающиеся первых, самых трудных лет создания и становления теософского движения, а также различные эзотерические темы, вынесенные на обсуждение самим А.П. Синнеттом. В силу кармических причин, о которых нам пока ничего не известно, А.П. Синнету, в то время занимавшему пост редактора самой влиятельной британско-
индийской газеты «Пионер», была дана особая привилегия переписываться с Учителем К.Х., чем он и воспользовался, поскольку, видимо, считал, что ответы К.Х. могут послужить прекрасным материалом для написания образцовых эзотерических книг. И не ошибся.
Во всяком случае именно эти ответы и легли в основу двух его книг, которые сегодня считаются классикой теософской
литературы. Чтобы избежать излишних проблем и ненужных, на наш взгляд, толкований, мы просто приведем несколько отрывков или пассажей из указанной книги, те из них, которые непосредственно касаются Тибетца, или Джуал Кхуула.