Алиса А. Бейли «Сознание атома». ЛЕКЦИЯ V. Эволюция сознания.

  Автор:
  712

На прошлой неделе мы рассмотрели — конечно, весьма недостаточно — эволюцию человека, мыслителя, временного обитателя тел, использующего эти тела во время цикла эволюции. Мы увидели, что он является итогом всех предшествующих ему эволюций.

К изучению эволюции человека нас подвели две лекции, в которых мы сначала коснулись субстанции, или атомной материи до построения из неё формы, и крошечного атома до включения его в состав какого-либо средства выражения, или проводника.

А затем мы говорили о построении форм посредством великого закона притяжения, заставляющего атомы собираться вместе, соединяться в определённом порядке и вибрировать в унисон, в результате чего и образуются формы, или совокупности атомов. Мы увидели, что атомная субстанция представляет один аспект Божественности, Божества, центральной Силы, или энергии, Солнечной системы, проявляющейся как аспект интеллекта, и увидели также, что в формальном аспекте природы проявляется другое качество Божества, качество любви, или притяжения, связующая сила, дающая форме целостность.

Далее мы перешли к человеку и отметили, что в нём сходятся все три божественных аспекта, и признали человека центральной волей, которая проявляется через форму, состоящую из атомов, и демонстрирует три качества Бога: интеллект, любовь-мудрость и волю, или могущество.

От материального аспекта проявления, который был предметом нашего разговора в предыдущих лекциях, мы переходим сегодня к рассмотрению сознания внутри формы. Мы поняли, что атом можно рассматривать как центральную жизнь, проявляющуюся через сферическую форму и проявляющую качество ума. Но и человеческий атом можно рассматривать как центральную положительную жизнь, использующую форму и демонстрирующую вышеперечисленные качества.

А далее мы пришли к выводу о том, что если наша гипотеза об атоме верна и человека можно рассматривать как атом, то эту исходную концепцию можно распространить и на планету и утверждать, что в планетарном атоме заключена великая Жизнь, проявляющаяся через форму, демонстрирующая свои особые качества и осуществляющая свой определённый замысел. Эту же концепцию мы приложили к великой сфере Солнечной системы и к пребывающему в ней Божеству.

Итак, мы будем говорить о сознании и немного изучим эту проблему, обратив внимание на реакцию жизни внутри формы. И если я смогу дать вам ещё несколько основных понятий, продолжающих нашу тему, то положу ещё один камень в возводимую нами конструкцию.

Слово «сознание» («consciousness») происходит от двух латинских слов: соn — «с» и scio —«знать» и буквально означает «то, что мы знаем». В словаре вы найдёте приблизительно такое определение: это «состояние осведомлённости» или состояние восприимчивости, способность откликаться на стимулы, ощущать контакты, синхронизироваться с вибрацией.

Все эти фразы можно включить в любое определение сознания, но сегодня я хочу выделить определение из «Нормативного словаря», как раз то, которое я процитировала. Просматривая большинство книг по данному предмету, средний мыслящий человек, скорее всего сочтёт их слишком путаными из-за приводимых в них многочисленных классификаций сознания и состояний осведомлённости, в которых можно совершенно запутаться.

Сегодня мы только коснёмся трёх видов сознания, которые назовём Абсолютным сознанием, универсальным, или всеобщим, сознанием и индивидуальным сознанием. На самом деле из этих трёх видов сознания сколь-нибудь ясное определение можно дать лишь двум.

Среднему мыслящему человеку практически невозможно постичь абсолютное сознание. В одной книге оно определяется как «такое сознание, которое включает в себя и всё, что есть, и всё, что может быть», и охватывает всё, что могло происходить, происходит и может произойти в будущем. Вероятно, это и есть абсолютное сознание и, с точки зрения человека, это сознание Бога, Который включает в Себя и прошлое, и настоящее, и будущее.

Каково же, тогда, универсальное сознание? Его можно определить как сознание, мыслящее в понятиях времени и пространства, сознание, для которого актуальны местопребывание и последовательность событий, или, в действительности, групповое сознание, сама группа, образующая большее или меньшее целое.

И, наконец, индивидуальное сознание можно определить как ту часть универсального сознания, которую способна воспринять и постичь отдельная единица.

Чтобы понять эти неопределённые выражения — абсолютное, универсальное и индивидуальное сознание, — я постараюсь привести некоторые пояснения. В предыдущих лекциях мы увидели, что атом в человеческом теле следует считать малой сущностью, крохотной наделённой интеллектом жизнью, активной, микроскопической сферой. Если мы примем эту маленькую клетку за точку отсчёта, она поможет нам получить представление об этих трёх видах сознания с точки зрения атома и человека.

Для крохотного атома в человеческом теле индивидуальное сознание — это его собственная вибрирующая жизнь, его внутренняя активность и всё, что имеет к нему непосредственное отношение. Универсальным сознанием по отношению к этой маленькой клетке можно считать сознание всего физического тела, если рассматривать его, как совокупность, включающую в себя этот атом. А абсолютным сознанием по отношению к атому можно считать сознание мыслящего человека, энергетизирующего данное тело.

Для атома оно представляет собой нечто столь далёкое от его внутренней жизни, что практически неизвестно и непостижимо для него, однако это сознание подчиняет своей воле и форму, и атом в этой форме, и всё, что к ним относится. Остаётся только перенести эту мысль на человека, посмотреть на него как на атом, или клетку, в теле великой Сущности, и развить данную концепцию о трёх видах сознания подобным же образом. А теперь нам стоит опуститься на землю и рассмотреть более практические вопросы, нежели абсолютное сознание.

Западная наука постепенно приходит к выводу, давно сделанному эзотерической философией Востока, о том, что сознание следует считать присущим не только животному и человеку. Нужно признать, что оно распространяется на растительное и минеральное царства, а венцом эволюционного роста сознания в трёх низших царствах следует считать самосознание.

Невозможно за столь короткое время, какое имеется в нашем распоряжении, провести это увлекательнейшее исследование развития сознания в животном царстве и в растительном, а также его проявления в царстве минеральном. Подобное исследование позволило бы нам узнать, что даже минералы проявляют признаки сознательной реакции на возбудитель и признаки усталости и что минерал можно отравить и даже убить почти так же, как можно убить человека.

Наличие у растений сознания признаётся всё шире, и публикуются очень интересные статьи на эту тему, открывающие широкий диапазон мнений. Как мы видели, единственное, что можно с уверенностью сказать об атомной субстанции, это то, что она обладает интеллектом, то есть способностью различения и выбора. Это основная особенность сознания, проявляющегося через минеральное царство.

В растительном царстве проявлено другое качество — зачаточная сенситивность, или чувствительность. Это царство откликается иначе, чем минеральное.

В животном царстве обнаруживается третья реакция: животное демонстрирует не только чувствительность гораздо в большей степени, чем в растительном царстве, но и признаки интеллекта, или зародыша ума. Инстинкт признаётся за всеми животными единицами, а само слово (instinct) происходит от того же корня, что и слово «побуждать» («instigate»).

Когда в какой-либо животной форме возникает способность откликаться на побуждение, это свидетельствует о начале проявления зародыша ума. Во всех этих царствах существуют различные градации и виды сознания, а у человека мы видим уже первые признаки самосознания, или того, что позволяет ему осознавать себя отдельным существом, движущей силой в теле, тем, кто познаёт посредством этих оболочек.

На это давно указывают на Востоке, а «эзотерическая философия учит, что все живёт и обладает сознанием, но не все жизни и сознания подобны человеческим»; она обращает особое внимание на то, что «целые пропасти существуют между сознанием атома и цветка, сознанием цветка и человека, сознанием человека и Бога».

Как говорит Браунинг: «Но в человеке вновь возникает стремленье к Богу». Человек ещё не Бог, но становится Богом, проявляет образ Божий, и когда-нибудь это проявление будет совершенным. Через объективное он стремится к демонстрации субъективной, божественной, тройственной жизни.

Метод эволюционного развития сознания человека является лишь повторением на более высоком витке спирали двух этапов, которые мы отмечали в эволюции атома: этапов атомной энергии и групповой связанности. В настоящее время человечество проходит атомный этап проявления, ведущий к ещё не достигнутой цели — групповому этапу.

Для тех из нас, кто хоть как-то интересуется способностью осознавать и имеет обыкновение отмечать то, что происходит вокруг, очевидно, что у людей есть разные уровни ментальности и разные типы сознания. Есть люди энергичные, живые, замечающие всё вокруг, тонко чувствующие, следящие за течением мысли в различных областях человеческой активности и ничего не упускающие.

А есть люди, как будто пребывающие во сне, которых, кажется, ничто не интересует; всё проходит мимо их сознания, они инертны, слабо реагируют на внешние возбудители и умственно пассивны. Это заметно и у детей: одни реагируют очень быстро, а других мы называем глупыми. Но дело вовсе не в том, что одни глупее других, просто всё определяется внутренним этапом эволюции ребенка, числом его воплощений и длительностью периода развития сознания.

Давайте теперь рассмотрим два этапа — этап атома и этап формы — и проследим развитие сознания человека, не забывая, что в человеческом атоме заключено всё то, что было обретено на предыдущих этапах в трёх низших царствах природы. Стать человеком можно, лишь пройдя громадный эволюционный процесс в этих царствах и собрав его плоды.

Человек начинает своё развитие, уже имея в латентном состоянии всё, что было достигнуто в трёх низших царствах. Он обладает самосознанием и имеет перед собой чёткую цель: достижение группового сознания. Для атома субстанции целью было достижение самосознания, для человека же целью является более великое Сознание и более широкий круг осведомлённости.

Атомный этап, который мы сейчас рассматриваем, представляет особый интерес потому, что именно этот этап проходит сейчас бóльшая часть человечества. Этот этап включает период (весьма необходимой) сосредоточенности на себе, цикл, в течение которого человека волнуют лишь его собственные дела и то, что интересно только ему; он интенсивно живёт собственной жизнью и вибрационно откликается только на касающиеся его проблемы.

Долгое время в прошлом и даже сейчас (так как я не думаю, что многие из нас обидятся, если назвать их не достигшими совершенства, или пока не достигшими цели) мы, в большинстве своём, были и остаёмся слишком эгоистичными; происходящее в мире волнует нас только по следующим причинам: либо оно представляет интерес для ума, либо способно растрогать наши сердца, либо из-за нашей нелюбви к неприятностям, либо когда мы просто следуем моде.

Но несмотря на интерес ума, наше внимание в подавляющей степени фокусируется на том, что касается нашей собственной жизни. Мы проходим атомный этап и всецело поглощены своими личными проблемами. Понаблюдайте за толпами на улицах большого города, и везде вы увидите людей, находящихся на атомном этапе, занятых лишь собой и собственными делами, ищущих удовольствий и желающих только развлечений и лишь изредка занятых тем, что касается группы.

Это необходимый и защитный этап, очень важный для каждого отдельного представителя человечества. Понимание этого, несомненно, сделает всех нас терпимее к нашим братьям и сёстрам, которые так часто раздражают нас.

Но каким образом мы развиваемся на атомном этапе и после него? На Востоке многие века процесс эволюции считается двойственным. Человека учат, что он эволюционирует и развивает осведомлённость сначала посредством пяти чувств, а позже через развитие способности различения наряду с беспристрастностью.

Здесь же, на Западе, мы прежде всего акцентировали пять чувств и не говорили об огромной важности различения. Наблюдая за развитием младенца, вы увидите, например, что обычно он развивает пять чувств в определённой последовательности.

Сначала развивается слух: ребёнок поворачивает голову в сторону шума.

Затем следует осязание: ребёнок начинает всё ощупывать своими ручками.

Далее пробуждается зрение. Я не хочу сказать, что ребёнок не видит или рождается слепым, как котёнок, но нередко проходит несколько недель, прежде чем он начнёт сознательно смотреть и узнавать то, что видит. Зрение было у него с самого рождения, но не было осознания видимого.

Так же обстоит дело и с большими расширениями сознания и реализациями, которые предстоят современному человеку. В этих первостепенных, или основных, чувствах — слухе, осязании и зрении — мы видим интересную аналогию и связь с тройственным проявлением Божества, «Я», «не-Я» и взаимоотношениями между ними.

«Я» оккультно слышит и реагирует на вибрацию, сознавая себя. Оно познаёт окружающий мир и его материальность через осязание, но только когда включается зрение, или сознательное распознавание, устанавливается прочная связь «Я» и «не-Я».

Есть ещё два чувства, которые помогают «Я» контактировать с миром, это вкус и запах, но они не имеют такого значения для интеллектуального раскрытия, как три вышеупомянутых. Посредством этих пяти чувств мы осуществляем все возможные контакты на физическом плане, благодаря им мы учимся, растём, познаём и развиваемся, и благодаря им же развиваются все важнейшие инстинкты. Эти чувства выполняют важную защитную роль, так как не только позволяют нам контактировать с окружающей средой, но и защищают нас от неё.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Людмила Солнцева

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук