Раскрыв интеллект и расширив сознание посредством пяти чувств, мы переживаем кризис, и в действие вступает ещё один фактор — различение с помощью ума. Я имею в виду способность различения самосознательной единицы.
Я говорю о том сознательном выборе, который демонстрируем мы с вами и к которому вынуждены будем прибегнуть, когда под действием эволюции научимся отличать «Я» от «не-Я», реальное от нереального, жизнь в форме от самой формы, познающего от познаваемого. В этом и состоит вся цель эволюции: достижение сознания истинного «Я» через посредство «не-Я».
Мы проходим длительный период, или цикл, многих жизней, в течение которого отождествляем себя с формой и настолько объединяемся с «не-Я», что не видим между собой и им никакой разницы, будучи всецело поглощены преходящим и непостоянным.
Такое отождествление с «не-Я» и является причиной всех страданий, неудовлетворённости и печали в этом мире, тем не менее, следует помнить, что именно благодаря этой реакции «Я» на «не-Я» мы неизбежно учимся и в итоге вырываемся из непостоянного и нереального. Цикл такого отождествления с нереальным соответствует этапу индивидуального сознания.
Так же как атом субстанции оказывается в конце концов в какой-либо форме и пополняет своей жизненностью большее целое, так и человеческий атом в результате эволюционного развития сознания должен достичь точки, где осознает своё место в большем Целом и примет на себя часть ответственности в рамках групповой активности. Очень многие люди приближаются сегодня к этой стадии.
Как никогда прежде, люди сознают сейчас разницу между реальным и нереальным, между постоянным и непостоянным. Боль и страдания помогают им понять недостаточность «не-Я», и они ищут вовне и внутри себя то, что наиболее полно отвечало бы их потребностям. Люди стремятся понять самих себя, найти царство Божие внутри себя, и через «Ментальную Науку», «Новое Мышление» и изучение психологии они придут к определённым осознаниям, которые будут бесценны для рода человеческого.
Это говорит о быстром приближении к этапу формы и о переходе от атомного этапа к чему-то бесконечно лучшему и великому. Человек начинает ощущать вибрации той большей Жизни, в теле Которой он подобен атому, и постепенно, всё более сознательно откликается на Её зов и ищет каналы возможного понимания этой большей Жизни, Которую он ощущает, но пока ещё не знает. Проявив в этом достаточную настойчивость, он обязательно найдёт группу, к которой относится, и тогда переместит центр своего внимания. Он уже больше не будет ограничен узкими атомными рамками, через которые он перешагнёт, но станет сознательной, активной и мыслящей частью большего целого.
Но как же происходит такая перемена? На атомном этапе развитие происходило посредством пяти чувств и способности различения.
Этап, на котором человек пробуждается к групповому осознанию и становится сознательным участником активности группы, включает две составляющих: медитацию и ряд посвящений. Говоря о медитации, я имею в виду не то, что обычно подразумевается под этим словом: состояние пассивного восприятия, или транса.
Подлинная суть медитации почти не понимается в настоящее время, и немало так называемых медитаций вполне укладываются в общую формулу, которую не так давно кто-то сформулировал так: «Я закрываю глаза, открываю рот и жду, что произойдёт». Настоящая же медитация требует самого напряжённого участия ума, строжайшего контроля за мыслями и состояния, которое не является ни пассивным, ни активным, но совершенно уравновешенным.
Полезным и просвещающим будет размышление над словами одного из Восточных Писаний о человеке, практикующем медитацию и преуспевающем в ней: «Маха Йогин — это великий подвижник, средоточие высшего совершенства, достигнутого суровым аскетизмом и абстрактной медитацией, дающими безграничные возможности, способность творить чудеса, приносящими высшее духовное знание и в конце концов — единение с великим Духом Вселенной». Здесь единение с групповой жизнью показано как результат медитации, и иного пути достижения нет.
Истинная медитация (предварительные стадии которой составляют концентрация и следование какому-либо направлению размышления) для разных людей различается. Человек религиозный, мистик, будет фокусировать внимание на жизни внутри формы, на Боге, на Христе или на том, в чём воплощён его идеал.
Человек деловой, профессионал, который в своё рабочее время всецело сосредоточен на непосредственных делах и всё внимание отдаёт проблеме, которую должен решить, тем самым учится медитировать. Позже, подойдя к более духовному аспекту медитации, он увидит, что самый трудный отрезок пути уже пройден.
Человек, читающий трудную книгу и напрягающий всю силу и способности своего мозга в попытках постичь написанное между строк, тоже медитирует в меру своих возможностей в данное время. Я говорю об этом, чтобы мы не падали духом, поскольку в нынешнем цикле о медитации нам приходится читать книги. Каждая из них передаёт какой-то аспект истины и может нести большую пользу, но ни одна не является универсальной для всех людей. Нужно найти собственный метод концентрации, собственный подход к тому, что заключено внутри нас, и изучить вопрос медитации применительно к самому себе.
Здесь я хотела бы сделать одно предостережение. Избегайте тех школ и методов, которые сочетают формы дыхательных упражнений с медитацией, обучают различным асанам и концентрации внимания на физических органах или центрах. Следование этим методам — путь к катастрофе, и помимо физических опасностей и риска помешательства и нервных расстройств это поглощение формой, которая представляет собой ограничение, а не духом, который есть жизнь.
Этот путь не приводит к цели. Для большинства из нас истинной медитации, о которой лишь немногие знают достаточно, должна предшествовать умственная концентрация, дающая контроль над умом и способность мыслить чётко и не отвлекаясь на посторонние предметы.
Истинная медитация, о которой я не могу говорить здесь подробно, приведёт к явному изменению поляризации, откроет перед человеком возможности для обретения опыта и установления контактов, которых он и представить себе не мог, и позволит ему найти своё место в группе. Он уже не будет ограничен рамками собственной жизни, но начнёт добиваться её слияния с бóльшим целым, а вместо личных эгоистических интересов направит своё внимание на проблемы группы.
Он перестанет тратить время на культивирование собственной индивидуальности и будет стремиться к постижению той великой Индивидуальности, частью Которой является. Именно это, в действительности, и начинают в той или иной степени делать все продвинутые люди. Как бы плохо ни осознавал это обыватель, но великие мыслители, такие как Эдисон и другие, находят решение своих задач путём медитации.
Глубокая концентрация, постоянные размышления, напряжённое внимание в интересующем их направлении мышления дают им результаты и позволяют черпать вдохновение и силы из внутренних резервов и нести плоды с высших уровней ментального плана на благо группе. Когда мы достигнем определённых результатов, практикуя медитацию, когда интерес к самим себе мы заменим групповым интересом, когда наши физические тела будут развитыми, сильными и чистыми, когда наши эмоциональные тела будут управляться нами, а не нашими желаниями, а ментальные тела из наших хозяев превратятся в наши инструменты, тогда мы и узнаем истинный смысл медитации.
Вступив благодаря медитации в контакт с группой, к которой он относится, и потому неуклонно развивая групповое сознание, человек может пройти то, что называют рядом посвящений. Эти посвящения представляют собой просто расширения сознания, которые осуществляются с помощью Тех, Кто уже достиг цели, отождествился с группой и является сознательной частью тела Небесного Человека. Благодаря Их помощи и поддержке человек постепенно приближается к достигнутой Ими реализации.
Сегодня к теме посвящения всюду проявляется огромный интерес, при этом явно переоценивается его церемониальный аспект. Следует помнить, что каждое значительное раскрытие сознания уже представляет собой посвящение. Каждый следующий шаг на пути осознания — это посвящение.
Когда атом субстанции вошёл в состав формы, это стало для него посвящением. Он познал иной тип силы, и диапазон его контактов расширился. Когда сознание растительного царства растворилось в сознании царства животного, и жизнь из более низкого царства перешла в более высокое, это было посвящением.
А расширение животного сознания до сознания человеческого существа стало следующим великим посвящением. Вступление в каждое из четырёх царств представляет собой посвящение, или расширение сознания. Сейчас человечество стоит на пороге пятого, или духовного, царства, вход в которое тоже является определённым посвящением, что очевидно всем, кто с пониманием читает Новый Завет.
Во всех перечисленных случаях посвящения принимаются с помощью Тех, Кто уже знает. Таким образом, в эволюционной схеме нет больших разрывов между царствами и между состояниями осознания, но происходит процесс постепенного развития сознания, в котором принимал и будет принимать участие каждый из нас. Если мы будем помнить о такой универсальности посвящения, у нас будет более правильное отношение к нему.
Всякий раз, когда мы узнаём что-то новое об окружающем нас мире и пополняется наш умственный багаж, — это посвящение крошечного масштаба. Всякий раз, когда раздвигается наш горизонт и мы начинаем видеть и мыслить более широко, — это посвящение, и в этом заключается ценность самой жизни и величие нашей благоприятной возможности.
Я хотела бы обратить особое внимание на то, что каждое посвящение является плодом самостоятельных усилий. Тот конечный этап, когда мы получаем определённую помощь из внешних источников, достигается не потому, что некие Великие Существа страстно желают помочь нам и приходят к нам в стремлении развить, возвысить нас.
Этот этап становится результатом проделанной нами самими необходимой работы, и ничто не может помешать его наступлению, потому что это наше право. Уже достигшие могут и обязательно будут помогать нам и поддерживать нас, но Их руки будут связаны, пока мы не выполним свою часть работы.
Ничто из того, что мы делаем для увеличения своей полезности миру, ни единое усилие по построению лучших тел, по достижению самоконтроля и оснащению своего ментального тела не пропадает даром. Всё это пополняет тот собираемый нами общий итог, который когда-нибудь приведёт нас к великому откровению, и каждое наше усилие — каждого часа и дня — увеличивает поток энергии, которая принесёт нас к посвящению.
Слово «посвящение» («initiation») означает «войти в». Это просто означает, что посвящённым является тот, кто сделал первые шаги в духовном царстве и получил первые духовные откровения, каждое из которых есть ключ к ещё большему откровению.