Задачей образования должна быть такая тренировка механизма, чтобы он отзывался на жизнь души. Высшее “Я”, или Душа, есть совокупность сознания Монады, опять же во времени и пространстве.
Низшее “я”, или воплощенная душа, представляет собой такую часть этой совокупности, какую может использовать и выразить человек в конкретном воплощении. Его активность зависит от типа и качества телесной природы, от механизма, созданного активностью души в других жизнях, и от реакции на окружающие условия.
Возрастание осведомлённости души, углубление потока сознания и развитие внутренней непрерывной осведомлённости, плюс привнесение атрибутов и аспектов души на физический план через посредство её тройственного механизма составляют задачу всякого образования. Этими аспектами, как хорошо известно, являются:
1. Воля, или Цель. Посредством образования она должна развиться до такой степени, чтобы проявленная жизнь управлялась сознательной духовной целью и жизненная тенденция правильно ориентировалась на реальность.
Верная направленность воли должна стать одной из главных забот всех настоящих педагогов. Должны культивироваться воля-к-добру, воля-к-красоте и воля-к-служению.
2. Любовь-Мудрость. Это, по существу, раскрытие сознания целого. Мы называем его групповым сознанием. Его первым выражением является самосознание, то есть постижение душой (в трёх мирах человеческой эволюции) того, что человек — это Три в Одном и Один в Трёх.
Поэтому человек может реагировать на группы жизней, которые составляют его собственное малое феноменальное проявление; самосознание представляет собой, следовательно, стадию на пути к групповому сознанию и является сознанием Настоящего.
Посредством образования самосознание должно раскрываться, пока человек не уяснит, что его сознание является составной частью большего целого. После чего он связывает себя с групповыми интересами, деятельностью и задачами. Последние становятся, в конце концов, его собственными, и он приобретает групповое сознание.
Это любовь. Она ведет к мудрости, которая есть любовь в проявленной активности. Интерес к себе превращается в групповой интерес. Такой должна быть главная задача всякого истинного образовательного начинания. Любовь к себе (самосознание), любовь к окружающим (групповое сознание) переходят, наконец, в любовь к целому (Божественное сознание). Таковы ступени.
3. Активный Интеллект. Он связан с раскрытием творческой природы сознательного, духовного человека. Он функционирует благодаря правильному использованию ума с его способностью интуитивно улавливать идеи, откликаться на толчки, объяснять, анализировать и сооружать формы для откровения. Так творит душа человека.
Творческий процесс с его ступенями можно описать следующим образом:
- Душа создаёт своё физическое тело, своё феноменальное явление, свою внешнюю форму.
- Душа творит, во времени и пространстве, в соответствии со своими желаниями. Так приходит к существованию вторичный мир феноменальных вещей; наша современная цивилизация есть результат творческой активности желающей природы души, ограниченной формой. Подумайте об этом.
- Душа созидает непосредственно через низший ум, — отсюда мир символов, который насыщает нашу жизнь интересом, концепциями, идеями и красотой через письменное слово, устное слово и творческие искусства. Все они — плоды мышления мыслителей расы.
Правильно направить эту уже развитую активность — вот назначение всякого истинного образования. Разъяснить природу идей, способы их интуитивно улавливать и законы, которые должны управлять любой творческой работой, — его цели и задачи. Так мы подходим к миру атрибутов, которые дополняют активность трёх аспектов, так же как работа четырех малых Лучей усиливает и подкрепляет три главных Луча.
Четыре атрибута, раскрывающиеся в человеке посредством активности души в проявлении, следующие:
4. Атрибут гармонии через конфликт. Он обусловливает освобождение и в конечном итоге способность творить. Это один из атрибутов, который педагоги должны рекомендовать осваивать интуитивно, ставя перед учащимися такую личную и групповую задачу.
Это атрибут, скрытый во всех формах, врождённая тяга или недовольство, которое заставляет человека бороться, прогрессировать и развиваться, чтобы в конце концов добиться единения, союза со своей душой.
Это низший аспект той высшей духовной и монадической Триады, что отражает себя в душе. Это сознание гармонии и красоты, которое направляет человеческую единицу на пути эволюции к конечному возвращению к своему эманирующему Источнику.
Следовательно, педагоги должны выявлять такую неудовлетворенность и интерпретировать ее для учащихся, с тем, чтобы они могли понять самих себя и работать осмысленно.
5. Атрибут конкретного знания, позволяющий человеку конкретизировать свои концепции и строить мыслеформы, с помощью которых он материализует свои прозрения и мечты и осуществляет свои идеи. Он делает это посредством активности низшего конкретного ума.
Истинная работа образования заключается в том, чтобы обучать низшего человека правильному различению и подлинной восприимчивости к видению, чтобы он мог строить в точном соответствии с целью своей души, создавая на Земле то, что является его вкладом в целое.
Именно с этого нужно начинать современное образование. Человек ещё не умеет с пониманием работать в мире идей и образов; он ещё не чувствует истинных духовных ценностей. Вот цель ученика, даже если массы не способны пока функционировать на этих уровнях.
Первое, что необходимо делать, — это тренировать ребёнка правильно использовать умение различать, способность выбирать и идти к поставленной цели. Надо привести его к лучшему пониманию основополагающей цели бытия и подготовить к мудрой работе в творческой сфере, что подразумевает, в конечном счёте , правильное употребление “умственного вещества” (читты, по Патанджали). Так, и только так, сможет он избавиться от контроля своей низшей природы.
6. Атрибут преданности — следующий, который нам необходимо рассмотреть. Преданность вырастает из неудовлетворённости и способности к выбору и является их плодом.
В зависимости от глубины своего недовольства и способности ясно видеть, человек движется от одной точки временного удовлетворения к другой, всякий раз демонстрируя свою преданность желанию, личности, идеалу и видению, пока, наконец, не соединится с наивысшим возможным для человека идеалом. Это, прежде всего, душа, а затем Верховная Душа, или Бог.
Тем самым, педагогам предоставляется хорошая возможность задействовать внутренний идеализм, присущий каждому ребёнку, и включиться в интересную задачу вести молодёжь мира от одной достигнутой цели к другой. Но они должны делать это — в будущем — во исполнение верховного замысла души, а не исходя из частных стандартов национального образования, как в прошлом. Это важное положение, ибо данный факт засвидетельствует смещение внимания от несущественного к существенному.
7. Наконец, атрибут упорядочивания и наложения установленного ритма путем развития внутренней способности действовать в соответствии с поставленной целью и ритуалом.
Этот конкретный атрибут божественности сейчас высоко развит лишь в одном из аспектов: налицо жёсткая стандартизация человечества в наше время и наложение авторитарного ритуального ритма на общественную жизнь в очень многих странах. Видно, как это доведено до совершенства в наших государственных школах, — но это нежелательное совершенство.
Отчасти это является следствием признания того, что единица, или индивидуум, есть только часть большего целого (и распознавание этого остро необходимо), часть эволюционного раскрытия расы.
Однако вследствие неверного приложения нами любой новой истины это означает растворение единицы в группе, которое оставляет ей мало шансов для свободного проявления своих индивидуальных воли, интеллекта, цели и техники души. Педагогам придется работать с данным врождённым атрибутом и инстинктом к упорядоченному ритму, делая его более творческим, конструктивным и обеспечивая с его помощью поле для раскрытия способностей души.
Я так далеко отклонился от темы для того, чтобы внушить определённые базовые идеи, которые должны лежать в основе тенденций образования. Эти мысли вместе с изложенными ранее формулируют стоящие перед педагогами мира задачи, которые полезно рассмотреть.
Выше я предложил цель. Теперь соотнесу цель с возможностями, для чего и обсуждалось оснащение (аспекты и атрибуты), свойственное на определенной ступени развития каждому человеческому существу. Именно на мобилизацию скрытых черт и инстинктов должны нацелиться в будущем системы образования. Они не должны активизировать, как сейчас, аппарат мозга и низшие аспекты ума, не должны ставить акцента на том, чтобы заполнить мозг и ум так называемыми фактами эволюционного процесса и исследований на физическом плане.
[
Вышеприведенные замечания свидетельствуют, что настоящий педагог обязан работать с энергиями в мире энергий, что энергии эти расцвечиваются и насыщаются качествами отдельных божественных атрибутов, и что каждого человека можно рассматривать как совокупность энергий, одна из которых доминирует; благодаря этому он и отличается от своих собратьев.
Если верно, что существуют семь типов энергии, наделяющих качеством все формы, и что они в свою очередь подразделяются на сорок девять типов энергии, определяющей качество, то сложность проблемы очевидна. Если верно, что все эти различные энергии непрерывно воздействуют на энергию-субстанцию (дух-материю), производя “в бесчисленных видах божественный образ” (Бхагавад-Гита, XI), и что каждый ребёнок — это микрокосмическое олицетворение (на определенной стадии развития) Макрокосма, величие проблемы становится бесспорным и объём ожидаемого от нас служения требует предельного напряжения способностей, которые человеческое существо способно продемонстрировать в любой момент во времени и пространстве.
Вы заметите, что слова “во времени и пространстве” неоднократно повторяются в настоящих инструкциях. Почему? Потому что надо постоянно помнить: мы живем в мире иллюзии —иллюзии, которая является временной и преходящей и которая в один прекрасный день исчезнет, захватив с собой иллюзию проявления, иллюзию эволюционного раскрытия, иллюзию обособленности и иллюзию индивидуальности — ту, что заставляет нас утверждать “Я есмь”.
Педагог будущего начнет своё служение ребёнку с распознавания этого эфемерного и преходящего превратного представления о душе и будет, в первую очередь, работать над умственным аспектом, а не нагромождать до предела память ребёнка знаниями, связанными с феноменальным существованием.
Как проще всего проиллюстрировать такую установку? Наверное, сказав, что, если сегодня родители и воспитатели ребёнка тратят уйму времени, отвечая или уклоняясь от ответов на вопросы, которые задает пробуждающееся сознание ребёнка, то в будущем ситуация станет обратной.
Родители будут неизменно удовлетворять потребности возрастающего интеллекта ребёнка, всегда сами спрашивая его: Почему? К чему ты это спрашиваешь? Почему это так? — тем самым неизменно перекладывая ответственность за ответ на самого ребёнка, но в то же время тонко подталкивая его ум к решению вопроса.
Этот процесс будет начинаться на пятом году жизни ребёнка; ищущий интеллект (то есть сам ребёнок) всегда будет подталкиваться учителем к самостоятельному исследованию, а не к требованию ответа, который можно запомнить и который опирается на авторитет старшего. Если это кажется ещё невозможным, вспомните, что дети, которые вступят или вступили в воплощение после периода усиленной стимуляции между 1935 и 1942 гг., будут нормально и естественно откликаться на фактор ума.
Одной из главных функций тех, кто тренирует детские умы расы, станет определять, причём как можно раньше, какие из семи определяющих энергий контролируют в каждом случае. Техника, которая будет применяться позднее, исходит из этой важной начальной посылки, — отсюда, опять-таки, вытекает растущая ответственность педагога.
Сначала будут устанавливаться нота и качество ребёнка, и всё запланированное обучение будет строиться на данном основном распознавании. Это пока невозможно, но вскоре станет возможным, когда качество и природа любого индивидуального эфирного тела смогут научно определяться. Событие это не так далеко, как можно предполагать или ожидать.
В мои намерения не входит рассмотрение деталей процесса и тщательная разработка методов, посредством которых можно обучать детей расы. Наша задача — рассмотреть наиболее универсальную и неотложную необходимость устранения разрыва между различными аспектами низшего “я”, с тем, чтобы появилась интегрированная личность; затем актуальным становится устранение разрыва между душой и духовной триадой, чтобы могли проявиться свободная игра сознания и полное отождествление с Единой Жизнью, что приведет к потере чувства обособленности и слиянию части с Целым, без потери своей индивидуальности, но и без сознания самоотождествлённости.
Отметим один интересный момент. Он содержит ключ к будущему раскрытию расы. К этому нас готовит новая наука психология, которая так замечательно развивается за последние тридцать лет. Учащиеся должны тренироваться различать между сутратмой и антахкараной, между нитью жизни и нитью сознания.
Одна есть основа бессмертия, другая — основа непрерывности. В этом чёткое отличие для исследователя. Одна нить (сутратма) связывает все формы в одно функциональное целое и оживотворяет их. Она олицетворяет собой волю и цель выражающей себя сущности, будь то человек, Бог или кристалл. Другая нить (антахкарана) олицетворяет отклик сознания внутри формы на неуклонно расширяющийся спектр контактов внутри охватывающего целого.
Сутратма есть направленный поток жизни, неразрушимый и неизменный, который символически можно рассматривать как направленный поток жизненной энергии, протекающий от центра к периферии и от источника к внешнему выражению, или феноменальному явлению. Это жизнь. Она инициирует индивидуальный процесс и эволюционное раскрытие во всех формах. Это есть, следовательно, путь жизни, пролегающий от монады к личности через душу. Это нить души, она едина и неделима. Она передаёт энергию жизни и окончательно закрепляется в сердечном центре человека и в некоторой центральной фокусной точке во всех формах божественного выражения. Ничего нет и ничего не остаётся, кроме жизни.
Нить сознания (антахкарана) есть результат соединения жизни и субстанции, или базовых энергий, которые составляют первую дифференциацию во времени и пространстве. Она порождает нечто другое, которое появляется как третье божественное проявление только после того, как происходит соединение основных двойственностей. Это нить, которая сплетается в результате явления жизни в форме на физическом плане.
Снова говоря символически, можно сказать, что сутратма работает сверху вниз и представляет собой осаждение жизни во внешнее проявление. Антахкарана сплетается, развёртывается и создаётся в результате этого первичного творения и работает снизу вверх, от внешнего к внутреннему, от экзотерических феноменов к миру субъективных реальностей и смысла.
Этот “Путь Возвращения”, – посредством которого род человеческий отходит от внешнего и начинает распознавать и регистрировать внутреннее сознательное знание того, что не является феноменальным, – уже достиг (в ходе эволюционного процесса) точки развития, когда некоторые человеческие существа могут следовать по этому пути от физического сознания к эмоциональному и от эмоционального к ментальному.
Данная часть работы уже выполнена во многих тысячах случаев, теперь требуются лёгкость и правильное использование этой способности. Эта нить энергии, окрашенная сознательным чувствительным откликом, позднее окрашивается различающим сознанием ума и производит ту внутреннюю интеграцию, которая делает человека в конечном счёте эффективно мыслящим существом.
Сперва эта нить используется исключительно в низших эгоистических интересах; она неуклонно упрочивается и усиливается со временем, пока не становится отчётливой, тугой, крепкой нитью, тянущейся от внешней физической жизни, от точки внутри мозга прямо к внутреннему механизму. Эта нить, однако, отождествлена не с механизмом, а с сознанием в человеке.
Посредством неё человек становится осведомлённым о своей эмоциональной жизни во множестве её форм (отметьте выражение), через неё он осведомлен и о мире мысли; он учится мыслить и начинает функционировать сознательно на ментальном плане, на котором мыслители расы — число которых неуклонно возрастает — живут и движутся и существуют.
Всё в возрастающей степени он учится прокладывать путь сознания и в результате перестает отождествляться с внешней животной формой и учится отождествляться с внутренними качествами и атрибутами. Вначале он живет жизнью мечтаний, затем жизнью мысли. Тогда приходит время, когда низший аспект антахкараны завершён и первое великое сознательное единство достигнуто.
Человек становится интегрированной сознательной живой личностью. Нить непрерывности между тремя низшими аспектами человека протянулась и может использоваться. Она тянется, если можно употребить такой термин (я предпочитаю изъясняться образно), от центра головы к уму, который является, в свою очередь, центром энергии в мире мысли. В то же время антахкарана переплетается с нитью жизни, или сутратмой, которая исходит из сердечного центра. Задача эволюции в форме теперь относительно завершена.
Когда эта стадия достигнута, чувственное восприятие окружающего мира по-прежнему присутствует. Человек сплетает нить подобно нити, так удивительно сплетаемой пауком. Он вытягивает её всё дальше в направлении своего возможного окружения, а затем обнаруживает аспект себя, о котором не думал на ранних стадиях своего развития.
Он открывает душу, и затем проходит через иллюзию двойственности. Это необходимая, но временная стадия. Данная стадия характеризует стремящегося в нынешнем мировом цикле, наверное лучше сказать: в этой манвантаре, или мировом периоде. Он стремится слиться с душой, отождествить себя, сознательную личность, с осеняющей его душой. Именно сейчас, технически говоря, подлинная постройка антахкараны, то есть моста между личностью и душой, должна начаться.
Распознавание этого факта — вот проблема, перед которой стоит современный педагог. Эта проблема существовала всегда, но до сих пор она касалась скорее индивидуума, чем группы. Теперь она касается группы, ибо много сынов человеческих готовы к такому строительству.
Из века в век индивидуумы выстраивали свои индивидуальные мосты между высшим и низшим, но эволюционный процесс становится столь успешным, что сейчас наступает время для группового понимания обозначающегося метода, для группового построения моста, ведущего к последующему групповому откровению.
Такова нынешняя благоприятная возможность в области образования. Она подчеркивает ответственность педагога и указывает необходимость новых методов в образовании. Должен привлекать внимание “групповой стремящийся”, должна выстраиваться групповая антахкарана. Однако при правильном понимании это не отвергает индивидуального усилия. Последнее всегда должно находить поддержку; но групповое понимание будет все больше способствовать индивидуальному.