Алиса А. Бейли «Образование в Новом Веке».Глава IV.Вопрос о родительских функциях.

  Автор:
  406

Я начал с вопроса гражданства по двум соображениям:

  • во-первых, основное правило эзотеризма – всегда двигаться от общего к частному,
  • во-вторых, тема гражданства, отношения единицы к целому и индивидуума к государству, является всепоглощающей темой в сегодняшних мировых делах.

Газеты, беседы по радио, правительственные обращения – все имеют с ней дело. Данный предмет необходимо сочетает в себе проблемы индивидуальной свободы и коллективной ответственности. Подобные тонкие взаимоотношения должны восприниматься и выражаться человечеством в согласии с основополагающими принципами всей человеческой и планетарной структуры.

Последняя есть структура всеобъемлющей Иерархии. Несмотря на рациональные объяснения человеческого ума, Иерархия существует и включает в себя всё – от атома субстанции в самых глубинах мироздания до солнечной системы в целом; в своей многоступенчатости она выражает любой тип сознания, от сознания бесконечно малого до сознания бесконечно большого.

Нас интересует лишь малая часть иерархической структуры, – действительно, мельчайшая ее часть. Поле нашего исследования – Четвертая Творческая Иерархия, то есть иерархия человеческих существ; оно касается взаимоотношений членов этой иерархии в её иерархических пределах; оно простирается и на возможный спектр существования в дочеловеческих сферах, на низших ступенях лестницы иерархического существования, и на иерархическую структуру, следующую за человеческой по шкале бытия, а именно на пятое, или духовное, царство, Царство Божие.

С великой иерархической единицей, которую мы называем животным царством, третьим царством природы, человек определённо связан своими животным, эфирным и астральным телами. Он имеет отношение и к царству душ, поскольку его собственная душа является интегральной частью этого царства, как его физическое тело есть интегральная часть животного царства. Тот его аспект, который является чисто человеческим, – это ум, или ментальное тело; по существу, это орган взаимоотношений с другими людьми.

Поэтому применительно к нашему предмету я бы советовал иметь в виду: “нити светового сознания”, которые мы неотступно создаем и которые в конце концов формируют антахкарану, должны сплетаться между всеми иерархическими единицами, а в самом человеческом царстве связующие каналы и мосты должны создаваться между отдельными единицами и между группами.

На ранних стадиях это достигается в массовом масштабе влиянием преобладающей культуры и цивилизации. Своим внешним воздействием и телепатическим влиянием они обеспечивают постепенное неспешное изменение, хотя в начале эволюционного процесса развитие это столь медленное, что едва заметно. Тем не менее, субъективные перемены неизбежно обозначаются в жизни индивидуума.

По мере эволюции процесс ускоряется, и сегодня в так называемых цивилизованных странах территории, затронутые цивилизацией, быстро разрастаются, а культурные воздействия столь же стремительно углубляются.

Трудно современному мыслящему человеку представить себе время, когда не было расового, национального или религиозного сознания в том виде, в каком оно имеется в сегодняшнем мире. Даже человек, одарённый самым богатым воображением, не способен визуализировать состояние ума, когда сознание было чисто инстинктивным, погружённым в физические ощущения, не регистрировало контактов более широких, чем контакты с брачным партнером, потомством и зов физических потребностей.

Попытки изучения такого состояния сознания предпринимаются в племенах, быстро вымирающих в современном мире, но даже в их случае невозможно сделать адекватную поправку на тонкие впечатления и влияния как результат совокупного мышления и внутреннего ментального воздействия цивилизованной части человечества.

Постепенно мир людей становится всё более самосознательным и быстро отделяется от животного (хотя и признавая взаимосвязь с ним). Состояние сознания, относящееся к царству душ, по–разному называется различными психологическими школами, или же определяется как оккультное или мистическое.

Поэтому можно разделить всё сознание человечества на три части:

  1. Имеющую отношение к осязаемому аппарату, животному телу, механизму отклика, через который осуществляются всевозможные объективные, внешние контакты.
  2. Имеющую отношение к внутренней, или психологической, жизни человека. Она включает в себя, главным образом, желание, устремление, амбицию и ментальную активность; все они могут проявляться в своих животной, психической, ментальной или духовной формах.
  3. Имеющую отношение к духовной жизни человека и к миру душ, включая и отношение к собственной душе.

Со временем эти три развивающихся аспекта в сфере сознания не только подвели человека к распознаванию собственных внутренних, личных отношений (ведущих к пониманию своего физического, психологического и ментального оснащения), но привели род человеческий к осознанию различных групповых отношений, первой и наиболее важной из которых до сих пор была семейная групповая единица.

Именно в семье, благодаря божественному наложению Закона Необходимости, обозначилось одно из главных различий между человеческим состоянием сознания и животным сознанием. Этот Закон обеспечил возможность развить чувство ответственности за свою семью.

Как только животное или птица способны физически сами позаботиться о себе, родитель или родители бросают детёныша, оставляя его на произвол судьбы. В человеческой же семье забота о физическом развитии и психологическом раскрытии ребёнка проявлялась всё дольше, а в наше время родители или церковь, общество или государство много лет ответственны за него (временной фактор различается в зависимости от страны рождения и социального статуса).

Это совершенно изменило положение дел; первая группа, о которой индивидуальный ребёнок естественно осведомлен, – его семейная группа как единица общества. В её особых групповых отношениях веками (как символически, так и фактически) культивируются, развиваются, наконец, предъявляются расе в качестве идеалов следующие факторы, лежащие в основе всей структуры существования:

  1. Распознавание иерархического статуса, которое в последнем счёте является отношением меньшего к большему, слабого к сильному, менее опытного к более опытному. Так развивается чувство покровительства как одна из форм аспекта любви во вселенной.
  2. Распознавание ответственности, врождённой или же принимаемой на себя. Таково отношение старшего к младшему, мудрого к невежественному. В итоге ощущается потребность раскрыть знание.
  3. Распознавание умения прощать, которое является или, вернее, должно быть выражением отношений между единицами внутри большей группы или между группами внутри ещё большего целого. Прощение – это, по существу, процесс, в котором каждый психическим образом воздаёт каждому; таково одно из зачаточных выражений качества самопожертвования, которое в свою очередь есть аспект волевой природы Божества. Будучи связанным с монадической, или волевой, жизнью, оно пока совершенно неправильно понимается и интерпретируется. В действительности оно представляет собой чувство синтеза, или отождествления: “один за всех, и все за одного”. Это чувство развивается сегодня, как никогда прежде, но всё же пока столь зачаточное, что словами его не объяснить. Умение прощать – не великодушное забвение или взгляд сквозь пальцы, да и не жест превосходства, когда списываются старые долги. Это дыхание самой жизни – дающее всё всем и для всех.
  4. Распознавание группового взаимодействия внутри более объемлющих, всемирных взаимоотношений – справедливого, гармоничного и ритмичного. Это чувство правильных отношений, развиваемых сознательно и гармонично.

В грядущий период под влиянием нового образования эти четыре основополагающих распознавания будут прививаться каждому ребёнку, им будут обучать в школе и колледже. Так они станут обусловливать и упрочивать новый вид семьи, который непременно возникнет.

Семейная группа (как и всё в человеческих делах) подвержена общей обособленности, эгоизму и индивидуализму, изолирующему чувству исключительности, – всему, что основано на классовых различиях, унаследованной традиции, расовых установках и национальных обычаях. Семьи (любой категории и ранга) держат единый фронт против всего мира; родители защищают собственных детей, положение, ситуацию – правильно или неправильно; семейная гордость, традиции, происхождение слишком акцентируются, возводя барьеры, отделяющие друг от друга людей, семьи и группы.

Власть прошлого в семьях является фактором, который в значительной мере ответствен за бунт современной молодёжи против родительского контроля, хотя и другие факторы – такие как возмущение против навязываемой религии, устарелых стандартов и философий – не менее за него ответственны.

Однако при грядущем мировом порядке педагоги будут готовить молодых людей в школе и колледже к участию в активной сознательной групповой жизни. Для этого их будут учить осознавать четыре перечисленных фактора, как важнейшие для человеческого прогресса в нынешнее время. Когда последние будут усваиваться и применяться на практике, они приведут к установлению правильных отношений и создадут гармоничный мир.

Иерархия, ответственность, групповое взаимодействие и прощение, или жертвенностьвот четыре распознавания, которые позволяют каждому делать своё дело и возводить свою часть моста между людьми, группами и нациями, тем самым строя новый мир осознанных целостных взаимоотношений, который, наконец, создаст цивилизацию света и любви, характеризующую Век Водолея.

Именно эти четыре концепции лежат в основе Науки Антахкараны, Науки Медитации и Науки Служения. То, что под ними подразумевается, следует интерпретировать не в сентиментальном смысле и не в свете расхожих идей, а мобилизуя тренированный интеллект и духовно развитое сознание.

Функция родителей не будет считаться главным образом животной, или чисто социальной, или экономической функцией, как это обыкновенно имеет место в нынешнее время. Сознательному сооружению, или конструированию, нити света (как части мировой антахкараны) между родителем и ребёнком, даже на внутриутробной стадии, будут тщательно обучать.

Так тесная связь между ними будет создаваться “в свете”, но без установления ненужного ментального контроля и авторитета. Последнее утверждение показывает, почему нельзя было до недавнего времени торопиться с преподаванием новой науки антахкараны. Сегодня появляется возможность заложить основы этого нового учения, потому что молодые люди повсюду вынуждают родителей и учителей признать идею своей сущностной неотъемлемой независимости.

Бунт молодёжи, несмотря на все непосредственные индивидуальные потрясения, был желательным и подготовил условия для установления правильных, лучших отношений, основанных на изложенных предпосылках.

Конечно, всё, что я могу – это указать основы нового образования, усваивая которые, молодёжь мира будут готовить брать на себя ответственность и обязанности родителя. Данная проблема связана с проблемой секса, а также с проблемой государства и его контроля, причём гораздо больше, чем полагают. Исчерпывающее значение обеих проблем выявляется только сегодня, хотя говорить о них здесь не место.

Стать родителем – значит довести до результата, планомерного результата, отношения между двумя животными телами, и я хотел бы, чтобы вы подумали – пусть ни к чему и не придя – о расширенной групповой основе этого утверждения. Родители – люди, которые обеспечивают существование государства, нации и группы, что, опять-таки, показывает грандиозность проблемы.

Быть родителем – значит завязать тесные символические отношения с Иерархией, ибо семейная единица является символом Иерархии на Земле и именно посредством обоих факторов: сексуальных взаимоотношений и физического рождения, гигантская Иерархия Душ способна входить в физическое проявление и добиваться духовного совершенства в трёх мирах человеческой эволюции.

Иерархию можно разделить (и этот факт следует тщательно обдумать) на две основные группы:

  1. Души, которые достигли совершенства и добились статуса божественных служителей.
  2. Души, которые находятся в процессе эволюции и проходят через период перевоплощений.

Идея зачатия, рождения и проявления проходит ведущей нитью через всё эзотерическое мышление. Древние наставники расы, посылаемые время от времени Иерархией, всегда использовали символизм естественного процесса для того, чтобы проиллюстрировать, пояснить нужные инструкции и заложить духовное основание истины, которая в грядущем веке приведет расу к новым возможным направлениям и новому способу мышления.

С точки зрения эзотериста, происходит процесс рождения во тьму физического воплощения, который в то же время есть предопределённый подготовительный процесс, ведущий к рождению в свет, продвигаемый в свете и обеспечивающий экстернализацию тела света. Этот повторяющийся процесс (ибо рождение в свет происходило во все века) создаст грядущий мир света, приблизить который и составляет цель естественных процессов эволюции. Это и будет “второе рождение”, о котором говорится в Новом Завете, когда человек “рождается свыше”, в мир света и любви.

С точки зрения нового образования, такие новейшие представления будут определять ментальный настрой родителей в будущей цивилизации, – и именно его надо прививать юношам и девушкам. В настоящее время преобладает неправильная интерпретация этих представлений, когда акцент ставится – в ряде стран, а националистами во всех странах – на необходимости увеличить рождаемость.

Внимание обращается на рождаемость, её рост и падение, на правильную заботу о матери и ребёнке, включая предродовой период, и на обучение родителей. На основе всего этого должны в конце концов возникнуть новые идеи и представления, соответствующие грядущей мировой культуре и её концепциям. Но мотив сегодняшней обеспокоенности ошибочен.

Внутренний импульс по-новому, лучше подойти к проблеме родителей – правильный. Но задачи, выдвигаемые перед расой, – не самые высокие и желательные. Потребности времени сами обеспечат радикальные перемены в отношении к семейной жизни, родительским функциям и обучению детей, и уже существует ядро людей, которые прокладывают путь – или могут прокладывать, если проводится честная, усердная и осмысленная работа.

 

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Людмила Солнцева

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук