Культура индивидуума.
Подойдем к культуре индивидуума с трёх точек зрения, которые, в целом, показывают, как сделать индивидуума: интеллектуальным гражданином двух миров (мира объективного существования и внутреннего мира смысла), мудрым родителем и контролируемой, управляемой личностью. Приступаем к рассмотрению этих пунктов.
Я не разрабатывал образовательных систем Века Водолея и никогда не вдавался в их детали. Это было бы для вас бесполезно; я и в самом деле не в состоянии вам помочь, даже если бы отправил вас на двести лет вперёд, в цивилизацию и культуру, чьи признаки пока едва заметны.
Будет лучше, если я сделаю акцент на возникающих идеях, которые будут направлять следующее поколение и проведут мир через самый трудный переходный период, какой ему когда-либо выпадал.
Некоторые основные идеалы, возникающие под влиянием нынешних идеологий, начинают оказывать воздействие на общественное сознание. Эти идеалы – по существу, человеческие реакции на божественные идеи; поэтому они не вполне свободны от ошибок и, безусловно, носят на себе отпечаток тех умов, которые их формулируют; они неизбежно обусловлены прошлой историей, национальными традициями и расовыми тенденциями мышления.
И все же эти идеалы удивительно похожи, даже если их выражают последователи очень разных идеалистических мировоззрений. Если мы собираемся как следует разобраться в этих идеях и заложить правильный фундамент, наверно, стоило бы обсудить некоторые из этих универсальных подходов, рассмотрев их значение в свете нынешних мировых проблем, а также обсудить признаки грядущего мира, которые мы можем благодаря им выявить.
Вопрос гражданства.
Среди граждан большинства наций крепнет убеждённость в том, что главная обязанность образовательных систем – подготовить ребёнка к гражданству. Под этим подразумевается, что обязанность государства и налогоплательщиков – так воспитать ребёнка, чтобы он мог стать сопереживающей мыслящей частью организованного целого, которое называется нацией;
так его дисциплинировать, чтобы он мог участвовать и вносить свой вклад в дела государства, тем самым приобретая социальную значимость, чтобы он играл собственную индивидуальную и в то же время групповую роль в жизни общества, в котором родился и должен действовать;
показать, что его индивидуальная жизнь и интересы менее значимы, чем жизнь целого, и что предварительный урок, который он должен усвоить, – тот, что он является единицей в функциональной группе таких же единиц, от каждой из которых ожидается, что она внесёт свой вклад на благо целого.
В зародыше эта идея (какой бы поразительной она ни казалась) осуществилась, когда тысячи лет назад были организованы первые школы. Школы эти были поначалу крошечными и давали образование лишь немногим избранным, но постепенно привели (как правило, при помощи религиозных организаций) к массовому образованию и обязательному обучению, характеризующим школы в современном государстве, чья обязанность – подготавливать миллионы молодых людей в мире к тому, чтобы они стали мыслящими, но управляемыми гражданами.
Сегодня в так называемых просвещённых странах для масс существует определённое обязательное обучение; дети всех наций обучаются чтению, письму и началам арифметики. Им полагается сформировать общее представление о мире – обучаясь географии, истории и экономике – и благодаря этому достичь объективного естественного понимания процессов и причин, позволивших различным нациям стать тем, чем они являются, то есть научиться видеть общую планетарную картину.
Меняющиеся контуры этой картины рождают в детях сегодняшнего дня ментальную гибкость, а это во многом ценное качество.
В формировании гражданина до последнего времени акцентировались две установки. Назначением образования было так оснастить ребёнка, чтобы он, достигнув зрелости, мог позаботиться о себе в хищном современном мире, зарабатывая средства к существованию и становясь, по возможности, богатым и независимым от тех, с кем сводит его жизнь.
Весь процесс обучения ставил акцент на нём как на индивидууме, всё вращалось вокруг того, что он собирается делать, как он собирается жить и что он может получить, сделать и достичь в жизни.
В таких условиях, если школа была с религиозным уклоном (например, церковная), его учили, что он должен стараться быть хорошим, и выдвигали такой эгоистический мотив, что, если он сможет это делать, то когда-нибудь попадёт на небеса и обретёт там счастье.
Когда подобные идеи им завладевали, когда под организованным давлением он начинал соответствовать желанному образцу и эталону, когда он усваивал нужное количество самой общей информации о человечестве и человеческих достижениях, и когда у него развивалась способность запоминать факты (исторические, научные, религиозные и прочие), даже если его способность мыслить оставалась совершенно неразвитой, его выпускали в мир, в предназначенное для него общество, делать добро и утверждать себя.