Являясь одним из звеньев преемственности учителей, Е.П.Б. пришла в циклической последовательности законов, управляющих нашей планетой. Она, поистине, пришла в начале одного Мессианского цикла, равного 2.160 годам и в конце предыдущего цикла той же длительности.
Она была вестником для своего века,то есть для века грядущего — тем, кто должен был ударить новую ноту, которая все же, мистически выражаясь, стара как сами века и в некотором очень истинном, но мало известном смысле, она была аватарой — аватарой определенного рода или вида, ибо существуют различные виды аватар.
Каждый учитель, приходящий учить, имеет не только мужское или женское тело и необычно полученный психологический аппарат, но иногда наполнен священным огнем более великой души и потому он de facto — аватара в своем роде. Как Иисус,
названный Христом, был аватарой одного рода для своего века, так и Е.П. Б. была аватарой другого рода для своего века.
Обычно современные жители Запада, особенно художники, рисуют Иисуса, прозванного Назореем, человеком удивительной
физической красоты, исключительной мужественности и чарующей внешности; но был ли он таким на самом деле? Правдив ли этот портрет? Это — представление или идеал средневековья и нашего времени.
Разве вы не знаете,что Отцы Христианской Церкви часто с гордостью возглашали на весь мир, что Иисус был убогого вида, презренного и невзрачного тела?И все же, правда то или ложь, какое отношение могло это иметь к пламени внутри, пламени
духа, излучающегося сквозь смертную оболочку, так что последняя, словно лампа, освещает,и горит, и озаряет все вокруг?
Вот где находится истинная духовная сущность — внутри.Я вам скажу, почему Е.П.Б. — этот аватара определенного рода, о котором я говорю —была внешне некрасива. В ее случае каузальная причина принесла замечательные следствия.
Что же касается Иисуса, сирийского аватары,та же причина не дала желаемых результатов в последующие века. Какова же эта причина?Вот она: учителями была предпринята попытка, а в действительности она предпринимается при каждом новом появлении вестника, с тем,чтобы этот вестник оставил свой духовный и интеллектуальный след в мире исключительно огнем гения внутри, огнем божества внутри и чтобы удержать грядущие поколения от падения и обожествления, в силу инстинктивной любви к красоте, физического тела.
Человеческое сердце инстинктивно восстает против того, чтобы обожать уродство, молиться тому,что некрасиво. В случае с Иисусом, в более поздние времена возобладали слепая вера и глупое обожание. В случае Е.П.Б., некрасивая женщина спасла нас и себя от этой участи.
Ни один мужчина или женщина не захотят обожествлять уродство, и это само по себе правильно, в некотором смысле; это правильно,поскольку человеческая душа инстинктивно знает, что внутренняя красота порождает внешнюю красоту, возможно, не столько формы, сколько внешности.
Существует красота мужского и женского достоинства, красота внутреннего света, излучающаяся любовью и мудростью, добротой и кротостью. Я очень надеюсь, что вы поймете, что я хочу сказать этими несколькими краткими высказываниями.
За две тысячи сто шестьдесят лет до рождения Е.П. Б. начался определенный Мессианский цикл, который с течением веков погрузил европейские страны во тьму средневековья. Сегодня, спустя приблизительно 2,160 лет, начался новый цикл (со дня ее рождения ) — цикл восходящий, который должен принести человечеству свет, мир, знания, мудрость.
Долг теософов как рядовых членов Теософского движения проследить за тем, чтобы весть, которую она принесла и вручила нам как священную обязанность, оставалась чистой и незапятнанной и передавалась потомкам будущих поколений так, как мы ее получили. Как я получил, так должен и передать и не иначе. Iti mayā śrutam — «Так слышал я».
Думаю, что величайшая дань, которую наше сердце и наш разум могут воздать Е.П.Б. — это узнать ее такой, какой она была, такой, какой она была на самом деле, не полагаясь на то, что о ней говорят. Лучший способ увидеть, какой она была — это изучить ее и ее книги, которые, воистину, и есть она сама.
Тогда вы узнаете истинную Е.П.Б., ибо вы прибегните к разуму и сердцу, чтобы судить о ней по тому, что она собой представляла и что сделала, а не по тому,что о ней говорят. Давайте же нести факел света, который она вложила в наши руки.
Е. П. Блаватская пришла в мир, бившийся в агонии настоящей «пляски смерти», danse macabre, в которой слышался, согласно средневековому представлению, лязг костей мертвецов, крик сов отчаяния и ощущался сырой,зловонный запах кладбища, на котором человечество похоронило свои надежды.
Таков был мир, в который она пришла и время, в котором она говорила: время, когда люди утратили практически всякую веру в то, что могло существовать знание о духовных вещах; время, когда даже говорить о божестве, о непреходящей надежде и духовных вещах считалось признаком интеллектуального слабоумия.
Само слово душа было табу.Без посторонней помощи эта могущественная женщина изменила человеческое мышление силою своего духовного знания, которое позволило ей воздействовать на человеческий дух и человеческую душу и тем самым заронить семена мысли в человеческий ум, каковые семена пронеслись как искры пламени через человеческое понимание.
Титанической энергией своего интеллекта она учила мужчин и женщин по-новому мыслить о жизни и природе, ибо показала им, что доктрины умирающего материализма, которые были тогда такими модными и которым они поверили всем сердцем, были глухо звучащими кимвалами и бренчащими цимбалами и что они не только глупо хоронили свои самые благородные надежды на
кладбище материального существования, но и внутренне формировались так, что уподоблялись кладбищу, к которому несли их ноги.
Могучая сила пришла в мир и трудилась, и действовала и сотканная ею ткань сознания сыграла огромную роль в создании лучших
условий, которые существуют сегодня среди нас. Современный мир начинает думать о теософии, думать по-теософски и потому мракобесная пляска ее времен прекратилась — та пляска смерти, та головокружительная, бездушная, безрассудная пляска смерти на кладбище человеческих надежд — та пляска прекратилась!
В Е.П.Б. заключено психологическое чудо, в ней заключена тайна, ибо Е.П.Б. была тайной. С тех пор, как она пришла и учила, что мы обнаруживаем сегодня в высказываниях наших величайших ученых-исследователей и мыслителей? Туманные намеки на многие доктрины,которым она учила: доктрины, основанные,что касается этих ученых, на выводах исследования физической природы, которым следуют эти ученые.
Прежде чем ученые обнаружили факты, она учила этим фактам и учила им, несмотря на насмешки, презрение и противодействие церкви, с одной стороны и науки, с другой, а также лиц, обладавших всевозможными общепризнанными привилегиями и прерогативами — социальными, религиозными, философскими, научными — что окружали ее.
В ней была сила, духовная сила, ибо она воспламенила сердца людей; в ней была интеллектуальная сила, ибо она учила людей мыслить и смотреть на вещи по-новому; в ней также была психологическая сила, ибо она разрушила майявическую психологическую стену, которую человек по своей глупости воздвиг вокруг своего сознания.
А теперь подумайте о том, что все это значит. Могли бы вы сделать это? Осмелились бы вы на это? Могли бы вы, без посторонней помощи, противостоять миру подобным образом сегодня? Для работы, проделанной ею, была причина. Сегодня мы видим следствия, мы знаем исторический феномен ее жизни и труда, но какова была ноуменальная причина?
Эта причина — живые духовные и интеллектуальные огни внутри нее. Именно эзотерическая сторона Е.П. Блаватской и позволила сделать ей то что сделала она. ( Хобарт Лоренц Готфрид де Пурукер)
(ПАМЯТИ Е.П. БЛАВАТСКОЙ | ТЕОСОФСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ #9, весна 2017)