Продолжение.Часть1. СО-ХАМ САДХАНА.

  Автор:
  3157

СО-ХАМ САДХАНА.

Как уже отмечалось во введении, дыхание, как физическое, так и тонкое, состоит из двух частей: вдоха, когда воздух вбирается в легкие, и выдоха, когда набранный воздух испускается из легких.

Воздух, испускаемый из легких, образует звук «хам» (от «ахам», т.е. «я»), а вдыхаемый воздух образует звук «са» (от «сах», т.е. «он»). Два звука вместе образуют санскритское слово «хамса» — «лебедь», что является синонимом для понятия «Высший Дух».

В индийской мифологии лебедь — это птица, которая может отделить молоко от воды, что обычно невозможно.

Такая исключительная способность мифического лебедя сделала его символом различения (вивеки) между тем, что реально (Дух), и тем, что преходяще (мир названий и форм). Кроме того, лебедь чисто белый цветом, без пятен и, как говорят, представляет собой символ души.

Звук «хам» символизирует мужской созидательный принцип сознания, а звук «сах» — женский созидательный принцип энергии.

Если слово «хамса» выговаривать наоборот, оно звучит на санскрите «со’хам». Слово «со’хам» — знаменитое утверждение (махавакъя) Упанишад, подчеркивающее сходство индивидуальных душ (ахам — «я») и Высшего Духа (сах — Тот) (см. «Иша Упанишад», 16).

«Со’хам» включает в себя следующие гласные и согласные: «с», «о», «х», «а», и «м». Если убрать согласные «с» и «х», у нас останется «Ом», величайшая из всех мантр (мыслеформ). Эта священная мантра простирается на все артикулируемые звуки и является символом космического порядка, как его понимает человеческий разум.

На практическом уровне звук «со’хам», образующийся при вдохе и выдохе, может использоваться как средство развивающегося сознания. Традиционно это называют упражнением в непроизвольном повторении (аджапа-джапе) — очень действенном для тренировки сознания и контроле над разумом.

Он также известен как «естественный (сахаджа) способ», потому что не нужны ни мантра, ни мала (четки), ни посвящение. Все, что нужно, — это постоянно осознавать два звука, сделанных при вдохе и выдохе.

Дыхание всегда с нами и остается всегда при любом состоянии сознания: пробуждении, сне и глубоком сне.

Если осознавание звука «со’хам» может быть удержано во всех трех состояниях сознания, тогда личность достигает четвертого состояния сознания, называемого турия, или конечного состояния озарения.

Но, однако, во-первых, трудно постоянно осознавать звук «со’хам», поскольку для этого необходима маленькая формальная и предварительная практика(садхана).

Найдите чистое место, без шума и других помех. Место не должно напоминать о чем-либо неприятном. Естественное прекрасное место вблизи струящегося потока или в тени цветущих деревьев было бы замечательным. Может быть любое время дня и ночи. Важно, чтобы разум находился в покое и был расслаблен.

Для начала сядьте в удобную позу, глаза могут быть открыты или закрыты, как удобно. Затем медленно вдохните и постарайтесь услышать звук «са». Если поначалу не слышите звук, постарайтесь представить или мысленно повторить его.

Выдыхая, вы можете также услышать звук «хам», представленный или мысленно повторенный. Нужно обращать внимание на то, чтобы дыхание было постоянным и «со’хам» не разрывался на частичные звуки наподобие произносимой вслух мантры.

Как правило, когда кто-нибудь начинает фиксировать процесс дыхания, его скорость немного изменяется. Это может стать неприятным.

Прервитесь ненадолго, если это случилось, а затем возобновите тренировку. Через 10-15 минут дыхание будет удлиняться, пока представление о звуке не станет естественным и непроизвольным.

Когда это случится, появится ощущение, будто дыхание остановилось. Но нет причины для беспокойства, потому что это лишь признак того, что выполнение теперь стало естественным. Это состояние сахаджи.

Ступень сахаджи ведет к полному овладению дыханием и с овладением дыханием приходит полное овладение природой эмоциональных, психологических и физических состояний.

Если овладеть природой состояний разума, то можно освободиться от пут привязанностей. В умиротворении происходит окончательная встреча сознания (пуруши) и энергии (пракрити).

Поскольку нормальная скорость дыхания человеческих существ — 15 раз в минуту, то за 24 часа это составит 21 600 дыханий в целом. Жизненная энергия, пронизывающая тонкое тело, также втекает и вытекает с физическим дыханием.

Поскольку жизнь зависит от процесса дыхания и поскольку часть жизненной энергии теряется во время выдоха, вполне естественно, что при контроле за соотношением вдоха и выдоха жизненная энергия может накапливаться и жизнь удлиняться.

Известно, что некоторые йогины жили много веков, а другие стали почти бессмертными — они бережно сохраняли поток своей жизненной энергии.

Поток жизненной энергии внутрь и наружу, сопряженный с дыханием, оказывает заметное влияние на человеческий организм. Итак, если поток жизненной энергии может быть поставлен под контроль сознания, йогины утверждают, что можно предупреждать и исцелять болезни, может быть продлен срок человеческой деятельности и можно позволить себе проникнуть глубоко в прошлое и будущее .

ТОНКОЕ ТЕЛО.

Внутри тонкого тела существуют многочисленные каналы (нади), по которым в теле циркулирует жизненная энергия.

Из основания спинного мозга на тазовое сплетение (адхара-чакру) выходят 72 000 тонких каналов, распространяющихся по телу наподобие жилок капилляров в листе фикуса.

Из них особо важные каналы: 10 — поддерживают части тела, находящиеся выше пупка; 10 — питают части тела ниже пупка и по два канала ответвляются на каждую сторону тела.

Десяти из 24-х важных каналов уделяется особое предпочтение. Их названия такие:

  1.  иди(ида);
  2.  питала(пингала);
  3.  сушумна;
  4.  гандхари;
  5.  хастиджихва;
  6.  пуша;
  7.  яшасвини;
  8.  аламбуша;
  9.  куху;
  10. шанкхини.

Эти десять нади берут начало в тазовом нервном сплетении и заканчиваются в соответствующих частях тела. Ида заканчивается в левой ноздре,питала — в правой, сушумна заканчивается в отверстии в центре головного черепа. Гандхари заканчивается в левом глазу, хастиджихва — в правом глазу, пуша — в правом ухе, яшасвини — в левом ухе, аламбуша — во рту, куху — в гениталиях, шанкхини — в анусе.

По десяти тонким каналам протекают потоки живительной энергии, циркулирующие по всему телу. Пять из них принадлежат тонкому телу и называются прана, апанаудана, самана, въяна.

Прана циркулирует в области сердца, апана — в области ануса, самана — в области пупка,удана — в горле, въяна охватывает все тело.

Живительными энергиями внешнего тела являются:

  1. нага (извержение ругательств, рвота, активность сознания);
  2. курма — канал зрения (поднимание и опускание век);
  3.  крикала — канал вкуса (корень языка, чихание, жажда и выделение желудочного сока);
  4.  девадатта — зевота;
  5.  дхананджая — для распределения питания по тонкому телу. Последняя охватывает полностью все тело и остается в большей части тела длительное время после смерти.

Тремя наиболее важными каналами тонкого тела являются ида, питала и сушумна.

Иду часто называют лунным (шакти) энергетическим каналом. Он располагается слева и управляет всеми каналами в левой части тела. Питала называется солнечным каналом, является символом пуруши и управляет каналами в правой стороне тела.

Выражаясь языком современной физиологии, левая часть тела находится под управлением правого полушария мозга, которое отвечает за артистизм, невербальные аспекты человеческого общения.

Правая половина тела контролируется левым полушарием, которое отвечает за логику, язык, лингвистические способности человеческого общества.

Третий важный канал — сушумна. Он соединяет центр отверстия черепа с мозговым нервным сплетением и называется меруданда (ось человеческого тела).

Сушумна представляет собой равновесие между двумя противоположностями: правым и левым, солнцем и луной, пурушей и пракрити, сознанием и энергией.

Как физическое тело нуждается в очищении и в упражнениях для поддержания здоровья, так и тонкое тело и каналы нуждаются в частом очищении.

Очищение каналов называется нади-шодхана и может производиться как физически, так и ментально.

Физические методы включают шесть йогических крий, которым должны учить йога-гуру. 

Эти крии :

  • 1) капала-бхати — стимулирует мозг, с брюшным и диафрагмальным дыханием;
  • 2) нети — очищение носовых пазух веревкой, молоком и т.д.;
  • 3) дхаути — очищение кишечного тракта;
  • 4) наули — контроль мышц живота;
  • 5) тратака — концентрирование взгляда на пламени для очищения глазных каналов;
  • 6) бхастрика— быстрое дыхание или гипервентиляция.

Ментальных методов очищения нади много. Наиболее важный и распространенный метод включает мантры, медитации,пранаямы.

Для этого надо сесть в падшсану или в сиддхасану и медитировать с мантрой воздуха «НАМ» .

В это время представлять цветной дым и полумесяц. Вдыхая через левую ноздрю повторить 6 раз «НАМ». Задержать дыхание, повторить «НАМ» 24 раза. Затем медленно выдохнуть, повторить мантру 12 раз.

После этого вдохнуть через правую ноздрю, повторяя 6 раз мантру огня «РАМ», которая красная по цвету, и представлять горящий треугольник.

Задержать дыхание, повторить мантру 24 раза и затем выдохнуть, повторяя мантру 12 раз. Концентрировать взгляд на корне носа все это время. Это упражнение необходимо проделать около 10 циклов, увеличивая постепенно по рекомендации гуру.

Вдоль центрального канала сушумны выстроены шесть основных чакр , которые можно обнаружить путем определенных действий через самонаблюдение.

( Свами Шиваприянанда «Секретная сила тантрического дыхания»)

Вы находите данную статью полезной или интересной? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими - просто нажмите на кнопки ниже:
Хочу получать новости
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *