Кармическая ответственность человека.
При обсуждении психологических причин болезни, возникающих в тонких проводниках в трех мирах или в результате напряжения, которому подвергается ученик, идущий по Пути, мы в действительности имели дело исключительно с кармой или действием внутренних причин событий, оснащенности и обстоятельств физического плана.
Мы видели, что внешнее проявление человека определяется внутренними телами через эфирное тело и что болезнь или здоровье зависят в основном от них. Они составляют непосредственную кармическую причину существования на физическом плане.
Если продолжить эту мысль, включив в рассмотрение предыдущие воплощения, которые неизбежно имели место, то мы придем к выводу, что состояние этих внутренних тел, их ограничения и достоинства, их недостатки и ценные качества, их общие психические и психологические тенденции унаследованы из прошлых жизней и, следовательно, обусловили нынешнее земное состояние.
Мы просто отодвинули причины нынешнего состояния еще дальше назад и могли бы при желании вступить в такую сложную и запутанную область, что не получили бы от этого никакой пользы.
Проблема раскрытия прошлых воплощений бесконечна, а когда я употребляю слово «бесконечный», я сразу же вывожу весь предмет из-под контроля конечного ума. Иными словами, мы имеем дело с тем, что не поддается рациональному пониманию.
Карма во времена младенчества человечества и для неразвитого индивидуума носила групповой характер. Человек был членом группы, не имея ни малейшего понятия ни о следствиях, ни об ответственности, которые из этого вытекали.
Позднее, когда в процессе индивидуализации стали яснее вырисовываться характер, цель и темперамент, карма также приняла более личные и конкретные формы и человек смог создавать и отрабатывать больше причин и следствий. Не обладая полностью развитой и интегрированной личностью, человек по-прежнему продолжал вести групповую жизнь, но взаимосвязи стали сильнее.
Позднее личность стала сознательным творцом своих собственных причин и сознательным участником в следствиях. Когда человек вступает на Путь, он находится под воздействием индивидуальной кармы, кармы избранной группы и кармы тех, с кем он поддерживает отношения благодаря единству духовной цели.
Так в дополнение к предыдущим категориям мы получаем еще один фактор кармической ответственности. В дальнейшем карма в трех мирах выявляется, преодолевается и аннулируется; в то же время карма, связанная с мировым служением, добавляется к той, которую человек уже испытал, и он разделяет кармическую ответственность самой Иерархии. Все эти стадии:
- элементарной групповой кармы примитивного человека,
- индивидуальной кармы человека, развивающего самосознание,
- кармы, связанной с жизнью ученика,
- иерархической кармы
следует добавить к хорошо известной Карме Воздаяния, с которой ученик уже знаком. Сюда же надо присовокупить национальную и расовую карму, а также карму обучения, которую принимают на себя все ученики, стремящиеся войти в Ашрам для подготовки к посвящению.
Есть также Карма Вознаграждения, противоположная Карме Воздаяния; об этом виде кармы часто забывают, но в грядущем мировом цикле он будет известен лучше.
Человечество отработало много негативной кармы, и карма, основанная на причинах, которые будут приведены в действие позднее, уже не вызовет таких ужасных следствий, как карма прошлого. Понятие кармы не столь негативно, как считают некоторые.
Из-за человеческого неведения и низкого уровня развития карма, естественно, была в основном карающей и вызывала страдания. Когда кармическое воздаяние становится столь беспощадным и страшным, как в сегодняшнем ужасном мировом опыте, это свидетельствует о том, что человечество достигло той точки, когда последствия могут быть справедливо распределены в больших масштабах.
Очень мало страданий вызывает карма, созданная неведением, ведущим к безответственности, и полным отсутствием мышления, когда содеянное не заставляет испытывать настоящее чувство вины.
При неудачных условиях и тяжелых обстоятельствах может отсутствовать способность отзываться на них соразмерной болью; это происходит при слабой умственной реакции на процессы кармического воздаяния. Надо иметь это в виду.
Однако арийская раса сейчас настолько ментально и всесторонне развита, что карма становится по-настоящему ужасной и мучительной и может проявляться через мировые условия.
В то же время нынешнее охватившее такое огромное количество людей отчаяние свидетельствует об уровне и успехе человеческого развития и является самым обнадеживающим и многообещающим знаком. Эта идея поможет понять, почему добродетельные, святые и безгрешные служители расы несут на себе – в этом мировом цикле – столь тяжкий груз общего кармического зла.
Поэтому в рамках нашего трактата абсолютно невозможно более основательно рассмотреть предмет кармы и ее влияние на происхождение множества человеческих бед, включая болезнь, которая служит лишь одним из ее проявлений.
Тема эта слишком обширна, слишком сложна и многогранна по своим следствиям. Все, что можно сделать, – это констатировать тот факт, что прошлые действия и реакции обусловили в прошлых жизнях такой кармический ритм, что сегодня в него вовлечены все аспекты низшей природы.
А в число самых распространенных и обычных следствий, в которых проявляется великий Закон Воздаяния, входит болезнь. И так называемые целители и метафизики должны самым тщательным образом обдумать это.
Очевидно поэтому, что потоки силы, исходящие от Владык Семи Лучей, окрашены и «заражены» – если можно употребить такое слово – ограничениями, присущими этим великим Сущностям.
С нашей точки зрения, Они – Боги, но в действительности Боги в стадии становлении, хотя Они гораздо ближе к солнечному божеству, чем самое продвинутое человеческое существо – к божеству планетарному. Это те «несовершенные Боги», о которых говорится в «Тайной Доктрине».
Они являются планетарными Логосами священных и не священных планет. А если несовершенны великие населяющие Жизни планет нашей Солнечной системы, то это несовершенство неизбежно затрагивает и Их планетарные творения, тела Их проявления, и привносит такие кармические условия, над которыми индивидуальное человеческое существо абсолютно не властно, но в которых оно существует и которые разделяет.
Очевидно, что я не могу прояснять этот вопрос. Все, что мне позволено сделать, – это дать вам семь станс одного из древнейших фолиантов мира; речь в нем идет о семи лучевых причинах несовершенства в наших планетарных проявлениях.
К ним следовало бы добавить (если бы только это было возможно) и стансы, передающие смысл недостатков, обусловленных астрологическими условиями и оказывающих воздействие на природу планеты и тем самым определяющих гороскоп нашего конкретного планетарного Логоса.
Однако они настолько трудны для понимания, настолько абстрактны и многогранны, что человечество сможет изучить и учитывать их, только когда его интуиция будет развита настолько, что люди смогут «видеть причины и следствия как единое целое и прозревать в пространстве и начало, и конец в единый миг времени». Такие слова однажды использовал Учитель Серапис, говоря с группой посвященных учеников о подходе к столь обширным предметам.
Нижеследующие стансы входят в «Книгу Кармы», служа введением для других станс, описывающих семь лучевых причин дисгармонии и болезни.
Обладающий интуицией стремящийся сможет уловить какой-то смысл, но он никогда не должен забывать о том, что я всего лишь пытаюсь передать словами – совершенно неудовлетворительными и неадекватными – стансы, в которых сказано об определяющих факторах, связанных с теми великими Сущностями, Чья жизненная сила (которую мы называем энергией) создает всё сущее, окрашивает и придает форму всем проявлениям в мирах и вкладывает частицу своей силы в оснащение каждого отдельного человеческого существа.
Каждый человек использует эту энергию сообразно своим нуждам, по которым можно судить о его развитии. Я выбрал стансы из «Книги Несовершенств», Часть Четырнадцатая:
«Семь несовершенств, проявившись, поразили все сферы субстанции от самой высокой до самой низкой. Следом пришли семь совершенств, и оба – целое и здоровое и то, что известно как отдельное и нездоровое в самом ужасающем смысле, – встретились на плане физической жизни (на эфирном плане. – А.А.Б.).
И там они бились, вовлекая в борьбу всё, чем они были и что имели, всё зримое и незримое, в тройном кольце. (В трех низших мирах. – А.А.Б.).
Семь несовершенств проникли в семь человеческих рас, каждое на свое собственное место, окрасив семь точек в каждой расе. (Семь планетарных центров, передающих несовершенную энергию. – А.А.Б.).
Семь совершенств парили над каждой расой, над каждым человеком в каждой расе и над каждой точкой в каждом человеке.
И так конфликт разрастался, охватывая всё от самых крайних внешних границ до самого внутреннего и сокровенного, от величайшего Единого до самых малых. Несовершенств – семь. Совершенных целостностей – семь; путей вытеснения тьмы несовершенства и проявления ясного бесстрастного света, белого электрического света совершенной целостности – семь».
Все, что вы можете извлечь из вышесказанного, брат мой, – это идея вечной борьбы семи великих энергий, проявляющихся в виде двойственности и образующих в едином теле (планеты, человека или атома) область, или цикл, так называемого страдания.
Это страдание вызывает стремление к эволюции и само является причиной проявления, тогда как его следствием (которое и есть карма) является конечное освобождение совершенного и благого. Это нелегко понять.
Нужно помнить, что семь несовершенств связаны с семеричной природой Единого, Которым мы живем и движемся и существуем, и что семь несовершенных энергий несут в себе совершенную волю-к-добру, которая в конечном итоге сильнее воли-к-злу.
Эти энергии протекают через семь центров планетарного тела и представляют собой – по отношению к нам – семь лучевых энергий.
В связи с волей-к-злу, которая может проявляться и проявляется в виде болезни во всех четырех царствах природы, вы можете понять, почему я настаиваю на развитии не причинения вреда теми изучающими эзотеризм, ответственность за которых я взял на себя. Это главный фактор, способствующий погашению кармы.
(Алиса А. Бейли «Эзотерическое целительство»)