Методы приближения и достигаемые результаты
Методов приближения, вообще говоря, три; практика их приводит к пяти результатам. Методы следующие:
1.Тотальное служение.
2.Любовь, проявляющаяся через мудрость.
3.Интеллектуальная отдача.
Всё это разные методы выражения одного и того же: активной целенаправленности, выражающей себя в служении расе через любовь и мудрость.
Некоторые индивидуумы проявляют ее одним способом, другие — по-иному; у одних внешним выражением является интеллектуальность, у других любовь, однако прежде чем достижение становится возможным, основой интеллектуальности должна стать любовь, тогда как любовь без ментального развития и свойственного уму различения, по всей вероятности, неуравновешенна и немудра.
Как любовь, так и ум должны выражаться в категориях служения, прежде чем они придут к полному своему расцвету. Рассмотрим каждый метод по отдельности и покажем соответствующие медитации.
Тотальное служение. Это метод человека, который владеет законом, оккультным методом; основы этого метода заложены в раджа-йоге… Слово «тотальность», как вы знаете, по своему базовому смыслу означает предельную отдачу всего существа единой цели, Владыке, или Правителю.
Оно отражает полное подчинение тому, кому предан. Оно говорит о том, что весь троичный человек посвящает себя текущей работе. Оно подразумевает, стало быть, что человек в любую минуту всем своим существом отдается тому, чтобы привести все свои тела под власть Эго и в совершенстве овладеть каждым планом и подпланом.
Оно включает постижение любой эволюции, любой формы божественной жизни, наличествующей на этих планах и подпланах, причем имеется в виду одна, и только одна, цель: продвижение плана Иерархии Света.
Метод состоит в максимальной отдаче работе выравнивания тел, с тем чтобы сделать из них пригодные инструменты для служения. Это, наверно, тяжелейший из путей, на которые может встать человек. Он не оставляет в покое ни одну сферу жизни. Все подпадает под власть закона.
Поэтому форма соответствующей медитации имеет тройную структуру:
а. Изучаются и осваиваются законы, управляющие физическим телом. Освоение выражается в суровом дисциплинировании физического тела. Последнее должно быть предано исключительно служению и подвергается процессу ускоренной настройки и развитию.
б. Научно исследуется тело эмоций, постигаются законы воды (в оккультном смысле). Узнается значение термина «моря уже нет», море бурь и страстей сменяется стеклянной гладью, прямо отражающей высшую интуицию, отзеркаливающей ее с абсолютной точностью, поскольку она невозмутима и неподвижна.
Эмоциональное тело должно быть предано исключительно служению, его место в троичном микрокосме рассматривается как соответствующее таковому в макрокосме; осмысливается оккультное значение того, что оно — единственная завершенная единица в составе троичной низшей природы, и этот факт используется для получения определенных результатов. Поразмыслите над этим.
в. Изучается место низшего ума в схеме вещей, развивается качество различения. Различение и огонь оккультно близки друг другу; как Логос огнем испытывает работу каждого человека, чего она стоит, так и микрокосм в малом масштабе обязан делать то же.
Как для Логоса это главное дело в пятом круге, круге вынесения приговора и отторжения, так же в малом масштабе должно быть и для микрокосма в последнем, пятом, периоде его эволюции, речь о котором шла в предыдущих письмах.
Все силы ума без остатка привлекаются для продвижения планов эволюции — сначала для собственного развития человека, потом в его специальной сфере деятельности, наконец, в его отношениях с другими расовыми единицами, когда он становится их водителем и служителем.
Виден ли вам синтез? Сначала упорная целенаправленность — признак оккультиста — соединяется с мудростью и любовью, отражениями высшего в зеркале эмоционального тела; потом интеллект принуждается стать служителем Эго через посредство целенаправленного усилия, оживотворенного любовью и мудростью. Итогом является истинный йогин.
Подчеркиваю: истинный йогин — тот, кто после достаточной практики должных форм медитации сделал ее неотъемлемым фактором своего ежедневного существования, кто весь день пребывает в состоянии медитации.
Медитация — это способ контакта с более высоким сознанием. Когда же такой контакт становится непрерывным, медитация, какой вы ее себе представляете, прекращается. Согласно описываемому первому методу учащийся оккультизма работает от периферии к центру, от объективного к субъективному, от формы – к жизни внутри формы.
Акцентируя, согласно Раджа-Йоге, физическое тело и контроль над ним, оккультист усваивает сущностное значение физического и бесполезность любого своего знания, если оно не принимает в расчет физическое тело, в котором можно выражать себя и служить расе. Такова линия Первого Луча и близкого к нему, или дополнительного, Луча.
Любовь и мудрость. Этот метод есть линия наименьшего сопротивления для сынов человеческих. Это подлуч синтетического Луча аналогичной вибрации, чьим объективным проявлением является наша Солнечная система.
Однако подчеркиваю, что любовь, которую стяжает идущий данной стезей учащийся медитации, — это не тот сентиментальный настрой, который часто имеется в виду. Это не та неразличающая любовь, которая не замечает ограниченности и не признает недостатков.
Это не та любовь, которая не пытается исправить и выражается в некритическом отношении ко всему сущему. Это не та любовь, которая бросается всему служить, нужному или ненужному, и которая не распознает разницы в уровнях развития.
Для этой так называемой любви — если рассуждать логически — лестница эволюции безразлична, она всех готова считать равноценными. Конечно, потенциально все равны, однако под углом сегодняшнего служения это не так.
Истинная любовь, или мудрость, ясно видит недостатки каждой формы и любое свое усилие направляет на то, чтобы помочь внутренней жизни освободиться от пут. Она мудро распознает тех, кто нуждается в помощи, и тех, кому она не нужна.
У нее чуткий слух, она читает мысли сердца и всегда стремится сплавить в единое целое работников в мире. Она достигает этого не слепотой, а различением и мудростью, выявляя противоположные вибрации и относясь к ним соответственно.
Слишком большой акцент ставился на том, что именуется любовью (именуется человеком на его нынешней ступени эволюции), недостаточно подчеркивалась мудрость, которая есть любовь, выражающаяся в служении, служении на основе распознавания оккультного закона, значения времени и достигнутого уровня.
Такова линия Второго Луча и близких к нему, или дополнительных, Лучей. Позднее она становится всеобъемлющей, разрешающей и абсорбирующей. Поскольку она синтетическая, ей можно следовать, будучи на стезе как раджа-йоги, так и христианского гностицизма…
Интеллектуальная отдача. Это противоположный процесс; учащийся, будучи зачастую поляризован в своем ментальном теле, обязан умом постичь два остальных, взять их в свое владение и максимально задействовать способности, присущие троичному человеку.
Этот метод, наверно, не столь суров, но ограничения пятого принципа должны быть преодолены, прежде чем станет возможен реальный прогресс. Такими ограничениями являются закристаллизованность и так называемая гордость. Обе должны быть отброшены, прежде чем учащийся, чей прогресс определяется интеллектуальной отдачей, сможет служить своей расе, побуждаясь любовью и мудростью.
Он обязан понять ценность эмоций и попутно научиться овладеть воздействием огня на воду, в оккультном смысле. Он обязан узнать тайну соответствующего плана, которая (будучи постигнута) способствует нисхождению просветления от Триады через каузальное тело к астральному.
В ней также ключ к четвертому эфирному уровню. Это пока останется для вас невразумительным, однако предыдущий намек чрезвычайно полезен для учащихся.
Такова линия Третьего Луча и его четырех дополнительных Лучей; это линия интенсивной деятельности, частых переориентаций и усиленной ментальной работы в трех мирах.
Только когда учащийся, идущий по пути интеллектуальной отдачи, познает тайну пятого плана, он начинает жить жизнью тотального служения, соединяя тем самым три Луча. Всегда должен достигаться синтез, но основная окраска, или тон, неизменно тот же.
Следующий, или пятый, круг явит собой максимальное выражение этого метода. То будет круг высочайшего ментального развития, когда развивающиеся Монады вознесутся на такие высоты, о которых мы сейчас и не мечтаем.
Нынешний же круг отмечает вершину второго метода, метода любви, или мудрости. Сейчас четвертый круг, в котором эмоциональное тело достигло высокой степени вибрации и существует прямая связь между четвертым планом гармонии, эмоциональным телом, или четвертым принципом, кватернером и четвертой коренной, или атлантической, расой, которая координировала астральное тело.
Я дал вам пищу для размышления в этих соответствиях.
21 сентября 1920
Пять следствий медитации в трех мирах.
Сегодня мы обсудим пять следствий, которые учащийся медитации осознаёт в трех своих телах в трех мирах, если должным образом исполняет предлагаемые рекомендации.
Это не такие явные для постороннего взгляда жизненные следствия, как возросшая любовь, или духовность, или способность к служению. Что я имею в виду, так это обозначающиеся в сознании физического мозга учащегося свидетельства того, что он в какой-то мере исполнил необходимую работу и приближается к искомому. Четко это усвойте.
Я не собираюсь раскрывать всё многообразие эффектов, возникающих в ходе успешного выполнения оккультных законов медитации. Я разбираю лишь один аспект, а именно постижение сознанием физического мозга некоторых следствий, имеющих касательство к теме доступа к Учителям.
Поэтому поговорим лишь о сознательной фиксации учащимся, его физическим мозгом, присутствия Учителей или конкретного Учителя. Она, в общем-то, не зависит от его места на Пути, от его близости к посвящению.
Некоторые очень продвинутые Эго могут работать над этой проблемой и действительно близко подойти к своему Учителю, а между тем они не способны довести до физического мозга факты, свидетельствующие о такой близости. Некоторые получают это знание на более ранних стадиях, чем другие.
Данное знание зависит от типа тела и исполненной в предыдущих жизнях работы, определившей формирование физического проводника как точного отражения внутреннего человека. Часто человек является гораздо более крупной фигурой на внутренних планах, чем это представляется на физическом.
Очень много наших самых серьезных работников отрабатывают в текущей половине столетия злую карму, пребывая в неадекватных телах.
Однако благодаря трудолюбию, прилежанию, высокой устремленности и длительному терпеливому исполнению изложенных правил наступает момент, когда к учащемуся внезапно приходят — и осознаются физическим мозгом — неожиданные свидетельства, просветление или видение, дотоле неведомые.
Это нечто столь реальное и столь мгновенно впечатляющее, что никакие последующие сомнения не могут поколебать уверенности учащегося в том, что он видел, он соприкоснулся, он почувствовал.
Как я часто заявлял, единственное, на что мы способны в данной работе, — это только на широкие обобщения. Шестьдесят миллиардов душ в процессе эволюции, когда каждая проходит собственные неповторимые круги жизней и ни один опыт не похож на другой, являют собой слишком широкий спектр.
Но можно описать пять эффектов (из многих возможных), которые столь сравнительно часто повторяются, что заслуживают перечисления. Намеки на них уже были, но лучше подробнее раскрыть уже сообщенные сведения.
Видение Учителя и «я» в сердце. Как известно, учащемуся часто рекомендуют визуализировать себя и Учителя — размером в четверть дюйма — в эфирном сердце. Ему советуют в конце медитации создавать образ эфирного сердца и в нем выстраивать детальные формы привлекающего его Учителя и себя.
Он должен это делать с надлежащим вниманием и тщательностью, с воображением и любовью ежедневно трудясь над этими фигурами, пока они не будут для него совершенно реальными и их строительство и формирование станет почти автоматической частью его медитативной формы.
Приходит день (обычно когда для этого создались подходящие астрологические условия и приближается полнолуние), когда он осознает своим мозгом, что эти фигуры — вовсе не маленькие куклы, как он полагал, но что он сам находится в фигуре, представляющей его, и буквально, на самом деле, стоит перед Учителем.
Это ощущение приходит вначале очень редко, осознание этого факта фиксируется, но длится всего лишь несколько секунд; по мере же прогресса и совершенствования природы и служения ученика это переживание приходит чаще и становится более длительным, пока не наступает время, когда ученик способен так же легко соединяться таким образом со своим Учителем, как раньше он выстраивал свои фигуры.
Что же происходит? Ученик добивается успеха в трех действиях:
В отождествлении себя с фигурой в сердце и в устремлении к Учителю.
В создании канала между сердечным центром (в котором он старается фокусировать свое сознание) и соответствующим головным центром.
Каждый из семи центров тела имеет, как известно, свою составляющую в голове. Именно в результате соединения центра со своей составляющей в голове приходит просветление. Этого-то — в нашем случае — и добивается учащийся.
Он соединяет сердце с соответствующим сердцу центром в голове.
Он не только исполняет два описанных действия, но и настолько очищает часть физического мозга, соответствующую головному центру, что она способна отзываться на высшую вибрацию, стало быть, в точности фиксировать происходящее.
Распознавание вибрации. Это немного иной метод. Учащийся в моменты высочайшей устремленности в медитации осознает некую своеобразную вибрацию, или ощущение, в голове. Это ощущение может быть в одной из трех точек:
а. На вершине позвоночника.
б. Во лбу.
в. На макушке.
Я говорю не об ощущении, сопровождающем психическое развитие, хотя между ними и есть связь; я говорю о конкретной вибрации как результате контакта с одним из Великих. К учащемуся сначала приходит ощущение мгновенного подъема, какой-то дрожи или движения в голове.
Оно может сопровождаться некоторым дискомфортом: если вибрация во лбу, она может вызывать слезы, плач, если на вершине позвоночника, или в основании черепа, — веселость, даже головокружение, если на макушке — ощущение расширения, полноты, такое чувство, будто череп слишком сдавливает, ограничивает.
Со временем дискомфорт проходит. Все эти ощущения объясняются контактом, поначалу мгновенным, — с Учителем. Постепенно учащийся учится распознавать эту вибрацию и соотносить ее конкретно с одним из Великих, так как у каждого Учителя своя собственная вибрация, которая особым образом воздействует на Его учеников.
При таком контакте часто чувствуется благоухание. Ученик учится повышать свою вибрацию до определенной высоты. Достигнув ее, он держит эту вибрацию, пока не почувствует ответную вибрацию Учителя или благоухание.
Тогда он пытается слить свое сознание с сознанием Учителя, насколько это возможно, узнать волю Учителя и понять, что же Учитель хочет сообщить. С течением времени и по мере возрастания отклика ученика Учитель, со Своей стороны, начинает привлекать внимание ученика, сигнализировать о Своем одобрении (возбуждая, например, вибрацию у него в голове)…
23 сентября 1920
… Нам осталось разобрать три пункта, поскольку два: контакт с Учителем внутри сердца и распознание Его вибрации, мы уже обсудили. Существуют еще три эффекта (из множества других, не забывайте), которые позволяют серьезному учащемуся отслеживать своим физическим мозгом контакт с Учителем.
Доведение до сознания физического мозга памяти об ашраме Учителя и полученных там уроках. По мере того как учащийся упорно продолжает свою медитацию, повышает свое умение настраиваться на правильную вибрацию, он выстраивает дорогу (если можно так ее назвать), ведущую прямо к его Учителю.
Это констатация факта. Хорошая работа со временем дает человеку право в какие-то минуты быть рядом с Учителем. Имеется в виду хорошая медитативная работа вместе с активным служением расе. Поначалу такие моменты бывают редко, но они учащаются по мере прогресса.
Человек по пробуждении сохраняет воспоминание о контакте с Учителем. Он видит комнату Учителя, помнит своих товарищей по классу. Он припоминает некоторые фразы, произнесенные Учителем, хранит память о предложенной работе или о предостережении. Таков один из эффектов, показывающих ученику, что благодаря обретенной в медитации способности он получает доступ к Учителю.
Стяжание определенной меры каузального сознания. Это свидетельство того, что ученик наработал способность (может, и малую, но четко осознаваемую) входить в мир Учителей.
Способность к абстрактному мышлению и созерцанию, умение трансцендировать ограничения времени и пространства — это свойства эгоического тела, а поскольку все эгоические группы — как упоминалось — контролируются Учителями, развитие эгоического сознания (сознательно отслеживаемое) свидетельствует о контакте и доступе.
Многие души бессознательно соприкасаются со своим Эго и периодически ощущают проблески эгоического сознания, но если ученик способен совершить сознательное восхождение, если он намеренно усиливает свою вибрацию и переносит свою поляризацию в эгоическое тело, хотя и на краткое мгновение, он может быть уверен в том, что он в это мгновение вибрирует в ключе Учителя своей группы.
Он установил контакт. Он может поначалу не сохранять в своем физическом мозге памяти подробности такого контакта, может забыть внешность Учителя или слова, услышанные из Его уст, но он сознательно исполнил правило и вошел в безмолвие высот, закон неизменно работает, он уже установил контакт.
Некоторые ученики знают своего Учителя на внутренних планах и работают под Его руководством, но много жизней должны пройти, прежде чем они постигнут закон и намеренно выстроят канал доступа благодаря медитативной наработке.
С течением времени умение устанавливать контакт возрастает, наконец, ученик может в любое время узнать волю Учителя и получить доступ к Его сердцу.
Пятый метод не столь распространенный, но некоторым он известен. Звук дает стремящемуся представление об успехе. Он практикует свою обычную форму медитации. Он упорствует день за днем, на всех трех планах исполняя надлежащую работу.
Он непрерывно повышает свою вибрацию, устремляясь в нужном направлении и соединяя внутренние усилия с внешней жизнью любящего служения. И в какой-то медитации он внезапно воспринимает музыкальную ноту, которая кажется звучащей в его голове или исходящей из его сердца.
Это не ответ на Священное Слово, которое, будучи произнесено человеком в определенном ключе, может вызвать музыкальный отклик Эго; звук является результатом, или кульминацией, медитации.
Он вибрирует внутри центра с такой отчетливостью, что его невозможно забыть. Это опять-таки показатель успеха. Контакт с Учителем состоялся, Он ответил тем, что издал ноту собственного Эго человека. Это в действительности основание для действия привратника, встречающего потенциального стремящегося к мистериям группы.
Когда работа должным образом исполнена, стремящийся подает прошение о входе в своем собственном ключе, или тоне, стараясь издать ноту, которая пробудила бы Эго. Привратник отзывается, напевая в ответ ту же высокую звучную ноту, привлекая могущество звука для того, чтобы соединить человека с Учителем предстоящих церемоний.
Звук вводит каждого члена группы — благодаря его собственному усилию и через посредство третьего фактора, привратника — в сопряженность с Учителем. Со временем это будет лучше понято, станут предприниматься усилия с целью установить взаимодействие по тону между теми, кто входит, и теми, кто охраняет Порог.
Совершенное взаимодействие (в наше время невозможное) обеспечивает великолепную защиту. Группы будут формироваться по эгоическому тону и соотноситься с конкретными Учителями. Нота группы будет известна тому, кто охраняет вход, через него не сможет пройти тот, кто не издает эту ноту в верхней или нижней октаве.
Это относится к группам, занимающимся внутренним духовным развитием и непосредственно помогающим Учителю работать с Его учениками и стремящимися. Другие группы, состоящие из других единиц, на других Лучах и под водительством других Учителей, будут охранять свою дверь другим способом, который мы откроем позднее.
Если в медитации учащийся слышит внутреннюю музыкальную ноту, он должен постараться ее запомнить и научиться ее распознавать и использовать. Это поначалу бывает трудно, ведь она возникает неожиданно и прекращается слишком быстро. Однако со временем, когда учащемуся снова и снова удается добиться отклика, он может освоить этот метод и установить причины, пробуждающие вибрацию.
Повторяю: существует много эффектов, свидетельствующих об успешном доступе ученика. Мы описали лишь несколько из них. Позднее, когда на физическом плане будут организованы Школы под наблюдением Учителей, моменты и методы контакта будут фиксироваться, и так будет накоплено много знания.
В заключение хочу подчеркнуть, что всегда именно ученик своим призывом должен вызывать отклик и что последний определяется значимостью его работы, преданностью его служения и его кармическими возможностями. Если он заслуживает отклика, это видно по его звездам, никаких помех или отсрочек не бывает.
Равным образом ничто не в силах и ускорить отклик, поэтому ученику лучше не тратить время в горестных размышлениях по поводу его отсутствия. Его дело — подчиняться правилам, выполнять рекомендуемые формы, осмысливать сообщаемые инструкции и придерживаться их, конкретно действовать и ревностно служить своим собратьям
. Если он всё это осуществляет, если он встроил материал нужной вибрации в три своих низших тела, если он выровнял их с эгоическим телом (пусть и на краткое мгновение), то внезапно он может увидеть, внезапно может услышать, внезапно может ощутить вибрацию, после чего навсегда получает право утверждать, что на смену вере пришла способность видения, а устремленность перешла в различение.