“Как применять подобные методы, чтобы весь процесс не слишком походил на лабораторный эксперимент, в котором ребёнок служит образцом, или моделью, для испытаний, воспринимая определённые виды впечатлений, вследствие чего он лишается свободы быть самим собой, индивидуумом (что во все времена представлялось столь желанным и необходимым), а весь процесс кажется нарушающим достоинство, присущее каждому человеческому существу?”
Подобные педагогические вопросы и формулируемые ценности звучат веско, благозвучно и внушительно, но что за ними кроется на самом деле?
Я предложил переписать учебники под углом правильных человеческих отношений, а не с позиций современных национализма и обособленности.
Я также указал некоторые основные идеи, которые следует немедленно начать прививать: это уникальная ценность индивидуума, красота человечества, связь индивидуума с целым и его ответственность за то, чтобы конструктивно и добровольно вписываться в общую картину; я отметил приближение грядущего духовного возрождения.
Ко всему этому добавлю, что одной из ближайших задач в деле образования должно стать устранение духа соперничества и замена его сопереживающим сознанием.
Тут же возникает вопрос: “Как этого достичь, сохраняя в то же время высокий уровень индивидуального раскрытия? Разве соперничество не является основным стимулом любого начинания?”
Так было до сих пор, но так быть не должно.
Сегодня средний ребёнок в первые пять-шесть лет жизни является жертвой невежества, эгоизма или равнодушия своих родителей. Зачастую его заставляют сидеть тихо, в сторонке, потому как родители слишком заняты своими делами, чтобы уделять ему время, углубившись в несущественное по сравнению с важным, существенным делом – правильно направлять своего ребёнка на путь жизни в настоящем воплощении.
Он предоставляется самому себе или вверяется невежественной няньке на том самом этапе, когда деструктивного маленького зверёныша необходимо развивать в конструктивного маленького гражданина. Его иногда балуют, а чаще бранят.
Его тянут туда-сюда в зависимости от прихотей и интересов родителей и посылают в школу с чувством облегчения, что он занят и не путается под ногами.
В школе он обычно находится на попечении юной невежественной, хотя и исполненной благих намерений особы, чья обязанность – научить его основам цивилизованности – определённым нехитрым навыкам и манерам, которые помогут ему общаться с людьми, умению читать, писать, считать, началам (действительно, началам!) истории и географии, а также приличествующей форме речи и письма.
К тому времени, однако, вред уже нанесён, и какое образование он будет получать впоследствии, после одиннадцати лет, не имеет значения. Ориентация уже закрепилась, настрой (обычно готовность к обороне, а потому, зажатость) укрепился, манера поведения – привитая или навязанная – легковесна и не исходит из реальностей правильных отношений.
Следовательно, подлинный человек, живущий в каждом ребёнке: экспансивный, открытый и добрый, каковы большинство детей в раннем возрасте, – загнан внутрь, вне поля зрения, скрыт за внешней оболочкой, созданной обычаями и обучением.
Прибавьте к этому прискорбное непонимание со стороны любящих, но поверхностных, действующих из лучших побуждений родителей, длинные серии мелких катастроф в отношениях с другими, и становится очевидно, что большинство детей берут неверный старт, входя в жизнь, по существу, несбалансированными.
Вред, наносимый детям в те годы, когда они податливы и легко внушаемы, зачастую непоправим, именно он в основном ответствен за боль и страдания, испытываемые позднее в жизни.
Как это исправить? Что, кроме усвоения чисто технических сведений, очерченных выше в данных инструкциях, следовало бы предпринимать родителям и педагогам?
Во-первых и прежде всего, надо пытаться обеспечить атмосферу, в которой могут расцветать и проявляться нужные качества.
1. Атмосферу любви, когда страх изгоняется и ребёнок понимает, что у него нет причин для застенчивости, робости или опасения. В этой атмосфере он встречает внимательное обращение и от него ждут такого же внимания к другим.
Она, в действительности, редко встречается в школе и в семье. Атмосфера любви не базируется на эмоциональной, сентиментальной любви, но основана на понимании потенциала ребёнка как индивидуума, на чувстве истинной ответственности, свободе от предубеждёний и расового антагонизма и, превыше всего, на сострадательной чуткости.
Сострадательная чуткость основана на осознании трудности жизни, на чувствительности к обычному любящему отклику ребёнка и на знании того, что любовь всегда выявляет лучшее в ребёнке и во взрослом.
2. Атмосферу терпения, в которой ребёнок может, нормально и естественно, стать искателем света знания; в которой он уверен, что всегда встретит немедленный отклик на стремление узнать, обстоятельные ответы на любые вопросы, без спешки или торопливости.
Большинству детских натур вредят безучастность и спешка тех, с кем они по необходимости связаны. У их близких нет времени их наставлять, отвечать на их нехитрые, но такие нужные вопросы, и нехватка времени оборачивается угрозой правильному развитию детей, приучая их к хитрости и неверным перспективам.
Их стандарт ценностей искажается, когда они наблюдают за теми, с кем живут, и многое открывается их вниманию, когда они чувствуют нетерпение по отношению к себе. Нетерпение со стороны тех, на кого они так трогательно полагаются, сеет в них семена раздражения, а раздражение разрушает больше жизней, чем можно полагать.
3. Атмосферу упорядоченной активности, в которой ребёнок может начать учиться ответственности. Дети, приходящие в воплощение в наше время и готовые к тому, чтобы получать новый тип образования, находятся уже на грани обретения сознания души.
Одним из первых признаков контакта с душой является быстро растущее чувство ответственности. Это следует помнить, ибо принятие на себя небольших обязательств и разделение ответственности (что всегда связано с теми или иными групповыми отношениями) служит мощным фактором в определении характера ребёнка и его будущей профессии.
4. Атмосферу понимания, в которой ребёнок всегда уверен, что причины и мотивы его действий распознаются и что взрослые всегда понимают мотивирующие его импульсы, хотя могут и не одобрять то, что он сделал или делает.
Многое из того, что совершает обычный ребёнок, само по себе не является следствием каприза, недоброжелательности или дурных намерений.
Часто оно вызывается подавлением исследовательского духа, желанием ответить на несправедливость (возникшую из-за непонимания взрослыми его мотивов), неспособностью правильно выбрать время (ибо направляющая воля в этом возрасте обычно совершенно бездействует, активизируясь только когда начинает функционировать ум) и стремлением привлечь внимание – которое является необходимым стимулом для развития самосознания, но нуждается в понимании и заботливом направлении.
Именно старшее поколение склонно нагнетать в ребёнке совершенно ненужное чувство вины, греховности и того, что он делает что-то не то. Столько шума возникает из-за мелких погрешностей, просто досаждающих родителям или наставнику!
В результате, чувство того, что по-настоящему неверно (то есть признание своего неумения сохранять правильные отношения с группой), не прививается, и даже вообще неизвестно.
Но вся эта масса мелких нелепых провинностей, – к которым детей подталкивают те, кто постоянно повторяет: “нет”, “не капризничай”, и не способны, как подобает родителям, понять и занять ребёнка, – вообще несущественны для его развития.
Если правильно подходить к соответствующим аспектам жизни ребёнка, то действительно недостойные качества – посягание на права других, превалирование личного желания над групповыми отношениями и состояниями, причинение вреда или ущерба другим ради собственной выгоды – высвечивается в своё время в должной мере.
В этом случае голос совести (то есть шёпот души) не заглушается и ребёнок не становится антисоциальным. Он становится таким только тогда, когда не встречает понимания и, следовательно, сам не понимает, или если обстоятельства требуют от него слишком многого.
Обдумав эти четыре пункта, или условия, обеспечение которых составляет важные предварительные шаги к распространению нового образования, вы можете спросить: “А как же тогда учитывать унаследованные инстинкты, природные наклонности, обусловленные точкой эволюции, и тенденции характера, которые определяются лучевыми силами и астрологическими влияниями?”
Я о них не упомянул – хотя и признаю их обусловливающими факторами, которым следует уделять внимание, – потому что рассказывал о том огромном и совсем ненужном наборе создаваемых у ребёнка комплексов, которые не являются для него врождёнными и действительно ему присущими, но порождаются его окружением и неспособностью его близких, а также существующих учебных заведений, помочь ему правильно приспособиться к жизни и эпохе.
Когда родители и наставники будут безупречно обращаться с ребёнком с самых его ранних лет, считая это своим наиглавнейшим делом (ибо он воплощает собой зарождающееся будущее), и в то же время учить его чувству пропорции, правильно интегрируя его в тот малый мир, частью которого он является, нам станут открываться главные черты его трудностей, а основные склонности характера и пустоты в оснащении будут проступать отчетливее.
Их не удастся скрывать до самого отрочества за мелкими грешками и увертками, за ненужными комплексами, которые навязываются другими и не входят в ту внутреннюю оснащённость, с какой он пришел в воплощение.
Тогда главные трудности смогут устраняться в духе просвещения, а нежелательные базовые тенденции – сводиться на нет мудростью педагога и благодаря сотрудничеству и пониманию самого ребёнка. Ребёнок будет понимать, так как его понимают, поэтому ему не придётся бояться.
Теперь наметим более широкий план, касающийся воспитания детей в мире будущего. Мы уже отметили, что, несмотря на универсальные образовательные процессы и множество центров обучения в каждой стране, нам ещё не удаётся давать молодым людям образование, которое помогло бы им жить целостно и конструктивно.
Развитие образования в мире шло по трём главным направлениям, начавшись на Востоке и достигнув сегодня наивысшего уровня на Западе. Естественно, я говорю лишь о последних двух-трёх тысячелетиях.
Веками в Азии практиковались интенсивное обучение отдельных, тщательно отобранных индивидуумов и полное пренебрежение к массам. Азия, и только Азия, породила те выдающиеся фигуры, которые даже сегодня являются объектами всеобщего преклонения: Лао-Цзы, Конфуция, Будду, Шри Кришну и Христа. Они наложили и продолжают накладывают Свой отпечаток на миллионы.
Затем в Европе существовала система образования, когда внимание сосредоточивалось на нескольких привилегированных группах, получавших блестящую подготовку в области культуры; но массам давались лишь необходимые начала знаний.
В результате периодически возникали такие важные культурные эпохи, как эпоха Елизаветы, Ренессанс, викторианский век с его поэтами и писателями, период деятельности поэтов и музыкантов Германии, а также созвездий художников, память о которых увековечили итальянская, голландская и испанская школы.
Наконец, в молодых странах мира, таких как Соединённые Штаты, Австралия и Канада, было введено всеобщее образование, которое в основном перенял весь цивилизованный мир. Общий уровень культуры сильно понизился, уровень массовой информированности и компетентности стал намного выше.
Возникает вопрос: каким будет последующее эволюционное развитие образования в мире?
Давайте помнить один важный момент. То, что способно сделать образование, направленное в нежелательное русло, было ясно продемонстрировано Германией, где был сокрушен идеализм, насаждались неправильные человеческие отношения и установки, возвеличивалось всё самое эгоистичное, жестокое и агрессивное.
Германия доказала, что образовательные процессы, должным образом организованные и контролируемые, систематически планируемые и пропитанные идеологией, оказывают могучее действие, особенно если ребёнок мал и достаточно долго изолирован от любого другого учения.
Будем помнить в то же время, что продемонстрированная таким образом сила может работать двояко и то, что опирается на верный базис, может действовать столь же эффективно, как и то, что опиралось на неверный базис.
Необходимо также осознать, что нужно делать две вещи: особое внимание уделять воспитанию детей до шестнадцати лет, и чем они моложе, тем лучше; во-вторых, нужно начинать с того, что у нас есть, даже сознавая ограниченность существующих систем.
Мы должны укреплять хорошие, желательные аспекты; развивать новые установки и техники, готовящие ребёнка к полноте жизни и делающие его настоящим человеком – творческим, конструктивным членом человеческого семейства.
Нужно сохранять всё лучшее, что было в прошлом, но рассматривать его лишь как фундамент для лучшей системы и мудрого приближения к конечной цели – мировому гражданству.