Влияния:
Проявлению этого царства особенно активно содействуют два Луча божественной энергии:
- 1. Четвертый Луч Гармонии, красоты и единства, которые достигнуты через конфликт.
- 2. Пятый Луч Конкретного Знания, или способность познавать.
Человечеством главным образом управляет Четвертый Луч. Здесь мы видим числовое соответствие, ибо и Четвертая Творческая Иерархия человеческих монад, и Четвертый Луч, в нашем четвертом круге, на четвертом глобусе, Земле, чрезвычайно активны.
Именно их тесная взаимосвязь и взаимодействие выдвинули человечество на передний план. В других кругах человеческая эволюция не была ни главенствующей, ни важнейшей. В нынешнем же круге ее положение именно такое.
В следующем круге доминирующей станет эволюция душ на астральном уровне и царство дэв. Выражаясь символически, человечество сейчас ходит по Земле в свете дня, и оба Луча отвечают за процесс посвящения человеческой эволюции в данном главном цикле.
Нам предстоит гармонизация высших и низших аспектов, или принципов, как в индивиде, так и в целом. Это подразумевает конфликт и борьбу, но в конечном итоге приводит к красоте, творческим способностям в искусстве и синтезу.
Такой результат был бы невозможен без мощного воздействия Пятого Луча Конкретного Знания, который – совместно с Четвертым Лучом – и создал то отражение божественного, которое зовется человеком.
Субъективная часть человеческой сущности представляет собой сплав тонко синтезированных жизни, могущества, гармоничного намерения и ментальной активности. Отметьте, пожалуйста, следующие тезисы, так как они имеют глубокое психологическое значение:
- Лучи I, IV и V……….доминируют в жизни человечества, все ощутимее управляют ментальной жизнью человека и формируют его ментальное тело.
- Лучи II и VI……………. оказывают мощное влияние на его эмоциональную жизнь и определяют тип его астрального тела.
- Лучи III и VII………….. определяют витальную физическую жизнь и физическое тело.
При внимательном взгляде можно заметить, что здесь приведены Лучи, определяющие и дифференцирующие жизнь личностных форм и, тем самым, привносящие дополнительные факторы, с которыми психологам когда-нибудь придется считаться. Мы видим, что:
- 1. Человеческая душа, или Эго, находится на одном из семи Лучей, в одной из семи лучевых групп.
- 2. Умственная природа и ментальное тело управляются Лучами Цели, Гармонии или Синтеза, и Знания.
- 3. Эмоциональная природа и форма управляются Лучами Любви-Мудрости и идеалистической Преданности.
- 4. Витальная жизнь и физическое тело управляются Лучами Интеллекта в материи и Организующего Могущества.
Но во всем этом сложном сплетении Лучей и сил главную роль играют Третий и Пятый Лучи, управляющие большими циклами индивида, который контролируется не только собственными лучевыми циклами (определяемыми его эгоическим Лучом) и меньшими циклами личности, но и подпадает под влияние больших и малых циклов лучевой жизни человечества в целом.
Результаты:
Благодаря своей активной работе Четвертый Луч в конце концов раскрывает у человека интуицию, а Пятый развивает у него интеллект. И снова мы видим великий дар синтеза человека и его прерогативу объединения, поскольку – как уже упоминалось – он сочетает в себе качества трех царств природы: собственного, а также предшествующего и следующего за ним.
- Царство душ…………………… Интуиция.
- Человеческое царство………. Интеллект.
- Животное царство……………. Инстинкт.
Это составляет его проблему и одновременно его славу. Можно также утверждать, что сочетание позитивной интуиции и негативного инстинкта порождает интеллект, поскольку человек повторяет в себе великий творческий процесс, происходящий во вселенной. Такова внутренняя творческая сторона сознания, а внешняя выражается в создании форм.
Процесс:
Для человечества благодаря присутствию в человеческой физической форме мыслящей сущности, называемой нами Душой, процесс установления сознательного контроля заключается в приспособлении, или адаптации.
В трех низших дочеловеческих царствах все формы также вынуждены приспосабливаться, но это групповое приспособление к окружению, тогда как у человечества к своему окружению приспосабливается индивид.
Случаи, когда кто-то сознательно, с пониманием и неэгоистично пытается приспособиться к ситуации и условиям, в которых он оказывается, сравнительно редки. Сознательное приспособление к обстоятельствам есть результат эволюционного развития. Ниже перечислены стадии наработки этой способности.
1. Бессознательное приспособление к своему окружению человека на уровне почти лишенного интеллекта животного. Таковы дикари и многие занятые исключительно сельским трудом крестьяне, не получившие современного образования. Эта стадия не на много выше животной и всецело управляется инстинктом.
2. Бессознательное приспособление к своему окружению человека, который начинает ощущать слабые проблески ментального восприятия. Это происходит отчасти инстинктивно и основано на возрастающей любви к себе. В таком человеке больше сознания «я» и гораздо меньше групповой инстинктивной осведомленности.
Такое возрастающее самоосознание наблюдается у неразвитых обитателей трущоб, например, и у мелких преступников, достаточно инстинктивных и смышленых, чтобы быстротой реакции и ловкостью рук обеспечить себе сомнительные доходы. Это стадия животной хитрости.
3. Сознательное, чисто эгоистическое приспособление к обстоятельствам. В этом случае человек полностью сознает и обдумывает свои мотивы и делает «лучшее, что возможно в его обстоятельствах». Он принуждает себя жить как можно гармоничнее со своим окружением.
В этом, конечно, есть и благой мотив, однако принципиально человек исходит из желания комфорта – физического, эмоционального и ментального – до такой степени, что благодаря самодисциплине способен жить в любой обстановке и ладить с кем угодно.
4. Начиная с данной стадии вариации столь многочисленны, что очень трудно перечислить все. Это смешение чистого эгоизма (нередко возрастающего до n-ной степени), все большего признания группы, пробуждающегося понимания прав других на такую же степень комфорта и гармонии и непрестанной перестройки характера и личностной жизни, чтобы чисто эгоистические интересы реально не ущемляли других, пока не приходим к …
5. Среднему, действительно хорошему человеку, который, стараясь приспособиться к своему окружению, групповым отношениям и своим обязанностям, пытается проявлять определенную меру любви. Не той инстинктивной любви к семье, детям и стаду, что свойственна и животным и зачастую испаряется, когда те, кого любят, заявляют о своих правах.
В таких случаях связь недостаточно прочна, а мотив слишком эгоистичен, чтобы преодолеть напряженность. Я имею в виду ту мотивированную любовь, что признает права других и сознательно старается приспособиться к этим признаваемым правам, в то же время упорно отстаивая права своей личности.
6. Далее следует работа по приспособлению, которую ведут стремящиеся мира, теоретически убежденные в своих групповых отношениях, в их первостепенном значении и в необходимости максимального развития способностей каждой личности, чтобы она смогла оказывать реальную помощь группе и адекватно отвечать ее потребностям.
В настоящем эзотеризме нет такого требования, как «убиение личности», когда в результате дисциплины она становится безжизненной и жалкой. Истинным требованием является воспитание низшей тройственной природы, создание интегрированной личности, способной максимально проявить свои способности, потенциальные или развивающиеся, чтобы поставить их на службу группе и интегрировать личность стремящегося в группу. Это обогащает групповую жизнь, усиливает саму группу и расширяет групповое сознание.
И то, что происходит сегодня в жизни настоящего стремящегося (растущее у него осознание групповой ответственности), происходит и в группах, и в организациях и у целых народов. Этим объясняются многочисленные эксперименты.
Большие и малые группы заняты домашней уборкой, выбрасыванием хлама устаревших, отживших идей, дисциплиной и подготовкой, необходимо предшествующих всякой реальной групповой жизни.
Когда этот процесс завершится, мы увидим сближение этих групп в новом реальном духе сотрудничества, религиозного единения и действительно нового международного взаимопонимания.
И тогда на благо целого они предложат нечто более ценное. Во всех таких группах так называемой «шестой стадии приспособления», устремленных к новым свершениям и интеграции, есть и те, кто перешел уже на седьмую стадию.
7. Они совершенно неэгоистично приспосабливаются к групповым потребностям и целям. Достигшие этого эволюционного уровня больше не фокусируются на жизни собственной личности.
Средоточием их ментального внимания стали душа и мир душ. Личность всецело остается за рамками внимания и оказывается в его центре лишь тогда, когда необходимо вернуть ее к целям группы или души.
Служители, проявляющие сияние и силу притяжения души, это те, кто знает План, и в каждой организации они составляют новую постепенно растущую группу Мировых Служителей. Это те, кому предстоит спасти мир.
8. Последнюю группу на этой шкале адаптации составляют высшие посвященные, совершенные Старшие Братья и Великие Сподвижники. Они в совершенстве приспособились к Своим личностям, друг к другу и к мировым условиям, но, как группа, Они учатся приспосабливать силы природы, энергии Лучей и потенциал знаков Зодиака к нуждам и потребностям мира практически и в конкретный период времени. Здесь работают мировые ученики и стремящиеся высшего типа, подтверждая полезность эксперимента, и в новой группе Мировых Служителей происходит данный процесс адаптации.
Я попытался обрисовать стадии процесса приспособления в терминах сознания и поэтому подошел к предмету с философской и психологической сторон. Помните, что этот процесс, протекая в сознании, производит (безусловно и неизбежно) соответствующие изменения в механизме, структуре и в чувственном восприятии телесного аппарата.
Я не затрагиваю эти изменения в трактате, так как они успешно исследуются современной наукой, которая неуклонно продвигается в верном направлении. Я говорю о сознании как о предрасполагающем, или предопределяющем, факторе и о развитом чувстве осведомленности, рождающем внутреннее требование более совершенного оснащения.
Улучшение оснащенности в ответ на требование сознания – вот что испокон веков составляет тайну эволюционного импульса. Это внутреннее требование человека пробуждает центры, а пробуждение центров вызывает отклик эндокринной системы, отражается на работе тройственной нервной системы и на кровообращении. Таким образом, внешняя форма или аппарат всегда являются показателем точки эволюции внутреннего субъективного, духовного человека.
Тайна:
В эзотеризме она зовется «тайной переноса». Чтобы открыть для себя стоящую за этими словами общую концепцию, средний учащийся должен знать, что воспользоваться тайной переноса можно, только по-настоящему поняв возвышающую силу устремленности. Нужно отбросить ошибочную и глупую идею об устремлении как о чисто эмоциональном состоянии. Это не так. Это научный процесс, направляющий саму эволюцию. Если не ограничивать свое устремление и правильно следовать за ним, оно становится самым настоящим методом, посредством которого материальный аспект, или вся личность, «возносится на небо». Продолжительная устремленность, сопровождаемая правильным действием, будет иметь три следствия:
- 1. Стимуляцию атомов высокого уровня в трех телах.
- 2. Избавление, в результате такой стимуляции, от тех атомных субстанций, которые (при их наличии) оккультно привязывают стремящегося к земле.
- 3. Увеличение силы магнетического притяжения атомов высокого уровня, притягивающих к себе атомы с высокой вибрацией, которые займут место атомов с низкой вибрацией. Здесь я хочу сделать оговорку, чтобы устранить почти всеобщее заблуждение. Нужные атомы с высокой вибрацией притягиваются в тело или тела человека объединенным притяжением атомов, которые уже присутствуют, а не одной волей души, разве что в той степени, в какой эта воля воздействует на атомы высокого уровня, уже присутствующие и отзывчивые на ее влияние
Устремление представляет собой оккультную и научную активность, и в самой субстанции оно является инстинктивным. При обучении групп необходимо особо подчеркивать это.
В связи с феноменом устремления интересно отметить, что левитация, которая сегодня нередко привлекает к себе интерес и становится предметом психических исследований, зависит от особого выравнивания личности благодаря устремлению и волевому акту. Она предполагает наличие в трех телах определенного процента атомов с соответствующей вибрацией и светимостью.
Тайна переноса лежит в основании кастовой системы, и каста является символом переноса. В конечном счете души переходят из касты в касту, по мере того как они «переносят» свои тела. Ключ к пониманию переноса дает тот факт, что в переносе никогда не участвует только одно тело, что никакой «уход вперед и вверх» в другое измерение, другое состояние сознания и другую «касту» невозможен пока не произошло выравнивание между (например):
- физическим и эмоциональным телами;
- ими обоими и ментальным телом;
- ими тремя и душой;
- ими четырьмя и группой Мировых Служителей.
Только когда правильно осуществлено третье выравнивание и свет четвертой составляющей доминирует над светом, присущим остальным трем, задачу эволюции человека можно считать решенной. Это подводит нас к следующему пункту.
Цель:
Этой целью является Преображение, составляющее поставленную перед человечеством эзотерическую задачу. Это колоссальной важности достижение в Собственном Теле продемонстрировал человечеству величайший из всех сынов Божьих, Которого я и все истинные ученики считаем Учителем всех Учителей – Христом .
Что сказать об этом кульминационном событии, которого ждет интегрированная человеческая личность? Это третье большое посвящение, отмечающее перелом в посвятительной работе и дальнейший синтез в жизни духовного человека.
До него человек находился в процессе слияния души и тела в единое целое. После же третьего посвящения (и в результате определенного события) человек готовит себя и переходит к следующему слиянию в сознании – слиянию духа-души-тела. Я говорю именно о слиянии в сознании, так как единство было всегда, и человек в ходе эволюции начинает реально сознавать то, что уже существует.
Подразделения:
С точки зрения нашего эзотерического трактата их пять. Здесь мы ограничимся лишь их кратким описанием, так как детальный анализ был бы слишком обширным.
1. Расовые подразделения. Их можно осмысливать двояко:
- с точки зрения современной эзотерической науки;
- с точки зрения «Тайной Доктрины», делящей род человеческий на семь больших групп и сорок девять подразделений.
2. Деление человечества на семь основных лучевых типов, которые можно перечислить так:
- тип могущества — воля и способность управлять;
- тип любви — любовь и способность слияния;
- тип активности — действие и обладание манипулирующей энергией;
- художественный тип — чувство красоты и творческая устремленность;
- научный тип — понимание причин и следствий. Математический тип;
- тип преданности — идеализм;
- деловой тип — организационные способности. Предрасположенность к ритуальным церемониям.