Абсолютная осознанность.
О великом Мастере Риндзае рассказывают, что он не всегда добивался успеха в стрельбе из лука. Его стрелы часто пролетали мимо цели. А он был известен как один из величайших лучников. Когда спрашивали: «Почему он считается великим лучником?», — его ученики отвечали:
— Это не конечная цель, это начало. Мы не имеем отношения к стреле, достигающей цели, мы имеем отношение к стреле, начинающей свой путь.
Среди учеников Риндзая был известный лучник. Ежедневно он учился стрелять из лука, и все его стрелы попадали точно в цель. Риндзай говорил ему:
— Нет, это неудача. Технически стрела вылетает правильно, но ты не весь здесь. Ты теряешь бдительность в своём сне.
Однажды Риндзаю доложили, что к ним пришёл неизвестный Мастер, который демонстрирует величайшее искусство стрельбы из лука. Риндзай пошёл посмотреть. И действительно, человек поражал своим мастерством.
Когда он прицелился и натянул тетиву, на его локоть поставили чашку с водой, и он начал стрелять. Когда первая стрела поразила цель, вторая уже была в тетиве, и за ней сразу последовала третья. Сам он при этом даже не шелохнулся.
Мастер, посмотрев на это, сказал:
— Техника твоей стрельбы хороша, но это всего лишь техника. Ты выглядишь как статуя только снаружи. Пойдём сейчас на высокую гору, встанем на скалу, выступающую над пропастью, и тогда ты будешь стрелять.
Они взобрались на гору. Стоя на скале, выступающей над пропастью в тысячу метров глубиной, Учитель отступил назад, пока одна треть его ступней не повисла над пропастью. Потом он предложил встать лучнику рядом и стрелять. Тот подошёл, взглянул вниз, ноги его задрожали, лицо побледнело.
Мастер, продолжая стоять над пропастью, сказал:
— Совершенный человек поднимается над голубым небом, ныряет в жёлтый источник или странствует во всех восьми пределах мира, и в его душе нет признаков изменения. Но ты был обманут признаками дрожи, твои глаза ошеломлены. И ты надеешься поразить Цель?
Ад и рай.
«Кто ты?” — спросил Хакуин.
«Я — самурай”, — ответил воин.
«Ты — солдат! — воскликнул Хакуин. — Что за начальник держит тебя в своем войске? У тебя лицо, как у нищего”.
Нобусиге так рассвирипел, что начал вытаскивать свой меч, но Хакуин продолжал:
«У тебя есть меч! Но, наверное, он слоишлом туп, чтобы снести мне голову”.
Когда Нобусиге вытащил меч, Хакуин заметил:
«Тут открываются двери в ад.”
При этих словах самурай понял, что хотел показать ему учитель, вложил меч в ножны и поклонился.
«Здесь открываются врата рая”, — сказал Хакуин.
Алмаз в дорожной пыли.
Сандалии продала ему женщина, которая, увидев, как он вымок, пригласила его переночевать. Гуду с благодарностью согласился. Войдя, он прочитал перед домашним алтарём сутру. Его познакомили с матерью и детьми хозяйки. Заметив, что вся семья чем-то расстроена, Гуду спросил, что случилось.
— Мой муж игрок и пьяница, — сказала женщина. — Когда он выигрывает, то напивается и становится невыносимым. Когда проигрывает, то занимает повсюду деньги. А когда же порой упьётся совсем, то и вовсе домой не приходит. Что мне делать?
— Я помогу ему, — сказал Гуду. — Вот деньги. Купите мне галлон хорошего вина и чего-нибудь вкусного из еды. И можете ложиться спать. Я буду медитировать перед алтарём.
В полночь домой вернулся хозяин, сильно пьяный, он закричал:
— Эй, жена! Я уже пришёл домой. Ты дашь мне поесть?
— Возьми у меня, — сказал Гуду. — Меня застиг дождь, и твоя жена великодушно пригласила меня остаться ночевать. За это я купил вина и рыбы, так что бери.
Тот пришёл в восторг. Он сразу выпил всё вино и улёгся на полу спать. Гуду сел рядом медитировать.
Проснувшись утром, глава семьи ничего не помнил.
— Ты кто такой? Откуда? — спросил он у Гуду, всё ещё сидевшего в медитации.
— Я Гуду из Киото и направляюсь в Эдо, — отвечал мастер дзэн.
Глубоко устыдившись, хозяин стал суетливо просить прощения у учителя императора. Гуду улыбнулся:
— Всё непостоянно в этой жизни, — сказал он. — Жизнь очень коротка. Если ты будешь продолжать пить и играть, то у тебя не останется времени исполнить что-либо иное, да и своей семье принесёшь новые страдания.
У того вдруг пробудилось понимание, он как будто избавился от наваждения.
— Ты прав, — воскликнул он. — Как мне отблагодарить тебя за это чудесное учение? Позволь немного проводить тебя и поднести твои вещи.
— Ладно, если хочешь, — помедлив, ответил Гуду, и они отправились.
Через три мили Гуду сказал ему возвращаться домой.
— Ещё пять миль? — попросил у Гуду спутник.
Они пошли дальше.
— Теперь можешь возвращаться, — предложил Гуду.
— Пройдём ещё десять миль, — ответил тот.
— Теперь возвращайся, — сказал Гуду, когда ещё десять миль были пройдены.
— Я собираюсь идти за тобой всю остальную жизнь, — заявил его спутник.
Современные учителя дзэн в Японии ведут начало по линии предшественников от знаменитого мастера, преемника Гуду. Его звали Му-Нан — Тот, Кто Не Возвращается Никогда.
Арест каменного Будды.
Судья по имени О-ока начал следствие.
— Должно быть, этот каменный Будда украл хлопок, — заключил судья. — Он должен заботиться о благосостоянии людей, но он пренебрёг своей святой обязанностью. Арестуйте его.
Полиция арестовала каменного Будду и притащила его в суд. За статуей шла шумная толпа, которой любопытно было узнать, какой приговор вынесет судья.
Когда появился О-ока, он упрекнул шумливую аудиторию:
— Какое право вы имеете смеяться и шутить во время суда? Вы не уважаете суд и подлежите штрафу и тюремному заключению.
Люди поспешили извиниться.
— Я наложу на вас только штраф, — сказал судья. — Я повелеваю, чтобы каждый из вас в течение трёх дней доставил в суд по свёртку хлопка. Кто не сделает этого, будет арестован.
Один из принесённых свёртков сразу был опознан купцом, как его собственным, и воришку легко нашли.
Купцу вернули его добро, а остальные свёртки были возвращены их владельцам.
Баланс.
— Позавчера я проходил мимо рынка и увидел человека, продававшего драгоценности. На одной чаше весов у него было золото, а на второй — чугун, и он уравновешивал их. Я смотрел на это и видел баланс вселенной.
Второй мастер улыбнулся и сказал:
— Баланс — это не смесь чугуна с золотом или хорошего с плохим. Баланс — это равновесие между тем, что внутри и что снаружи. Вот так, три дня назад я видел, как один монах медитирует, смотря на полстакана воды. И я вспомнил, как ещё в самом начале учения я осознал, что такой стакан наполовину наполнен, но в тоже время наполовину пуст. И именно в этом гармония и красота мира.
— А я всегда думал, что такой стакан — слишком большой— сказал первый мастер.