Некоторые люди полагают, что человечество не полностью использует свой интеллект.
Скорее следует говорить не о том, что не хватает интеллектa, а о том, что не хватает духовной воли. Мы имеем прекрасные идеалы и думаем, что этого достаточно, что они как-нибудь сами по себе осуществятся. На самом деле, мы обязаны воплощать их в жизнь. Для этого необходима прикладная, практичная духовность.
Большая часть религиозных общин несет ответственность за это. Они имели задачу учить и лечить. Учитель Джуал Кхул утверждал, что одна из больших побед сил тьмы, сил материи состояла в том, что различные религии монополизировали понятие духовности: все, что религиозно, является и духовным (так это в действительности или нет), а все остальное может быть настолько испорченным, насколько мы захотим.
Бизнес безнравствен, политика коррумпирована, экономика разлагается. И только религия «беспорочна», так как она «духовна». Мы должны ясно понять, что слово «духовность» означает активное улучшение жизни человечества или, по крайней мере, жизни большинства людей.
Духовным является всё, что поднимает людей на более высокий уровень, независимо от того, идет ли речь о физическом, эмоциональном, умственном или душевном состоянии. Все, что служит благу человека, в основе своей является духовным, духовность – не монополия религии.
Религиозный путь — это только один из многих духовных путей. Мы обязаны создать политические, экономические и социальные системы, основанные на духовности, духовные по своему предназначению.
Вы видите основную роль религии в обучении искусству правильно жить, вместо того чтобы поклоняться какому-нибудь изображению?
Совершенно верно. Это всегда было главным в наставлениях великих Учителей. Каждый Учитель приходил, давал учение какой-нибудь маленькой группе учеников и, на первый взгляд, исчезал с планеты. Считалось, что Он поднят на небеса или в нирвану, далеко от человечества, и это оставляло нас под властью священников.
А они толковали и искажали это учение, большей частью ради того, чтобы укрепить свою власть: якобы священники являются связующим звеном между Богом и человеком. На самом деле, человек не нуждается в таких посредниках. Человек имеет Бога в себе.
Церкви всегда учили, что Бог «там наверху» и что человек должен быть осторожен в словах и поступках, потому что Бог все видит и все слышит. На самом деле, Бог в нас, и этот внутренний Бог поведет нас дальше по пути эволюции. А мы должны научиться проявлять Его естественные качества в альтруизме, любви, благородстве, заботе и во всём хорошем.
Как можем мы воспитывать духовность?
Майтрейя говорит:
учитесь трём вещам — честности мыслей, искренности чувств и отстранённости.
Звучит это легко, но выполнить трудно, иначе мы бы так и поступали. Чаще всего мы думаем одно, говорим другое, а делаем третье, потому что мы не честны в мыслях. Мы должны учиться и применять честность в мыслях. Это поможет нам стать беспристрастными и отстранёнными (по отношению к своей личности).
Если мы будем беспристрастны, это, в свою очередь, приведет нас к честности в мыслях, а также искренности в чувствах. Мало кто ведёт себя в соответствии с тем, чем он является на самом деле. Мы все время кому-то подражаем. Мы хотим, чтобы о нас сложилось хорошее мнение, что мы приятны, добры и честны.
Мы стараемся изобразить из себя идеальных граждан. Редко можно встретить людей, которые искренни и честны, хотя у каждого человека есть такая внутренняя способность. В этом открытом состоянии человек говорит из глубины души, передает другим свою духовность и получает духовный отклик. Вы пытаетесь установить связь «от сердца к сердцу» и становитесь самим собой.
Таким способом человек проявляет свою внутреннюю индивидуальность и выносит её наружу, искренне и полностью. Следствием этого является беспристрастие, отстранённость. Одно помогает другому: отстранённость вырабатывает честность и искренность, а они, в свою очередь, усиливают отстранённость.
Майтрейя говорит:
Только божественное «Я» имеет значение», «Вы есть то божественное «Я», бессмертное бытие». Вся наша боль, наши страдания, наши проблемы происходят из-за того, что мы отождествляем себя с чем угодно, но только не со своим настоящим «Я». Спросите себя «Кто я?
При этом мы быстро обнаружим, что отождествляем себя с телом, живущим только одну жизнь, которое все время должно обновляться, так что оно не может быть вечным «Я». Или мы отождествляем себя с нашими временными эмоциями, настроениями и страстями, которые меняются каждый день и каждый час. Они тоже не могут быть вечным «Я».
Или вы отождествляете себя с проявлением разума, с вашей верой, идеологией, в зависимости от того, христианин вы или буддист, индус или еще кто-нибудь другой, и со всеми принадлежащими этому традициями. Для божественного «Я», безразлично кто вы такой: христианин, буддист, мусульманин, индус или вообще неверующий.
Важно, чтобы человек осознавал свое «Я» и давал этому «Я» проявиться, чтобы человек отождествлял себя с этим «Я», которое едино с Богом. Самореализация есть Бого-реализация. Если вы беспристрастны и правильно отождествляете себя, то вы достигнете состояния самосознания, которое приведет вас к Самореализации.
Это не религия, не идеология, а нечто, выгодное всем людям и фактически настоящая цель и смысл жизни.
Есть ли какая-нибудь правильная форма служения, которая могла бы стать примером?
Правильная форма служения – каждую минуту делать максимум возможного. Существуют, конечно, различные области служения.
- Мать Тереза служила с утра до вечера, помогая бедным и умирающим в Калькутте и других местах;
- иные люди служат президентами или премьер-министрами великих стран, хорошо или плохо, но они служат;
- третьи служат религиозными консультантами, советниками;
- четвертые педагогами, деятелями искусства и так далее.
Существует множество форм служения, и все они альтруистичны. Деятельность не становится служением, если ее мотивы не альтруистичны.
(Б.Крем «Учение Вечной Мудрости»)